Елена Жирнова
Литературное воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Значимость литературного образования дошкольников
Литературное образование на дошкольном этапе развития ребенка предполагает ознакомление ребенка с приемами взаимодействия с книжной литературой, различными текстами. В ходе этого процесса происходит приобщение дошкольников к литературному наследию. Дети знакомятся с книгой, ее значимостью и силой. Литературное образование в дошкольном возрасте имеет вид интегрированной дисциплины, которая открывает возможности развития профессиональных педагогических компетенций воспитателя, связанных с привитием детям любви русскому языку и русской культуре.
Публикация «Литературное воспитание дошкольников» размещена в разделах
Основные задачи литературного образования дошкольников
На дошкольном этапе развития детей происходит формирование основных личностных качеств. Книга же, выступает главным инструментом по формированию личности ребенка, его положительных свойств и черт характера, умение отличить добро от зла, правильное поведение от недопустимого, выработать основу своего поведения, связанного со следованием и отстаиванием хорошего, доброго, правильного.
Посредством приобщения к литературе, ребенок знакомится с особенностями устройства окружающего природного и социального мира, историей своего народа, осваивает культурное наследие, приобщается к миру человеческих чувств и эмоций.
Основными задачами ознакомления дошкольников с литературным творчеством, его содержанием и значением являются следующие:
- формирование интереса и стремления к знакомству с художественными произведениями, навыков восприятия их смыслового содержания, независимо от жанровой принадлежности;
- развитие способности к пониманию содержания литературных произведений и конкретной эмоциональной и чувствительной реакции на него;
- ознакомление детей с особенностями детской литературы и художественной литературы в целом : отличительными особенностями разных литературных направлений и жанров, композиции, литературным языком и речевыми конструкциями, применяемыми в различных жанрах;
- воспитание художественного вкуса, навыков восприятия и прочувствования настроения конкретного произведения, понимание того, что хотел автор донести до читателей;
В дошкольных образовательных заведениях осуществляется формирование литературного багажа. Ребенок знакомится с многочисленными фольклорными жанрами – сказками, загадками, частушками, пословицами, преданиями, осваивает произведения отечественных и иностранных классиков. Знакомство с писателями и поэтами, способами оформления книг, иллюстрациями к произведениям.
Содержание дошкольных программ литературного образования и их развивающее значение.
На современном этапе общественного развития, программы образования дошкольных заведений непрерывно развиваются и преобразовываются, исходя из тенденций и динамики социально-экономического развития общества. Программы дошкольного образования, включающие литературное обучение детей разрабатываются на основе стандартов ФГОС, которые рассматривают освоение детьми литературных произведений, как задачу, стоящую наравне с речевым развитием ребенка. При этом составление программ дошкольного литературного образования осуществляется с учетом возрастных особенностей развития детей и усложняется по мере роста и развития детей.
В младших группах дошкольных образовательных учреждений программа основывается на освоение элементарных навыков прослушивания - прослушивание небольших рассказов, детских сказок.
В средних дошкольных группах происходит переход от освоения содержательной части произведений к языковых особенностями построения литературных произведений, их выразительности в разнообразных тематиках.
В старшем дошкольном возрасте осуществляется освоение более сложных по содержанию произведений, изучаются более обширное разнообразие жанров и тематик.
В подготовительных группах программа литературного обучения включает освоение простого литературного анализа. Литературные произведения служат для развития нравственных ориентиров ребенка. Через них дети познают основы устройства природы и социума. Это помогает развить мышление и воображение ребенка, дать представление об образцах и видах литературного языка.
Методы ознакомления с художественным текстом.
Основой всех методов ознакомления с художественным текстом в дошкольном учреждении является выразительное чтение воспитателя. Методы по ознакомлению с художественной литературой включают : чтение, рассказывание, инсэценировки, заучивание наизусть. Методы для восприятия детьми художественного текста: экскурсии, встречи с интересными людьми, рассматривание иллюстраций, выразительное чтение, повторное чтение, выборочное, прием словесного рисунка, творческие задания, беседа. Структура занятий «Чтение художественной литературы» :
1. Вводная часть (беседа, показ обложки, рассказ об авторе).
2. Выразительное чтение произведения.
3. Беседа о прочитанном.
Вне занятий речевую работу организуют: через чтение стихотворений, рассказывание, зрелищные мероприятия и развлечения (инсценировки, литературные утренники, просмотр телепередач). К зрелищным видам развлечений относятся спектакли, театральные представления, концерты. Дошкольники могут инсценировать лишь хорошо известные им про-изведения, в которых большое место занимает диалог. Так же одним из действенных способов воспитания читательских интересов у детей дошкольного возраста является уголок книги. Главное при его организации - привлечь ребенка к участию через: поручения; починку книг; беседы о прочитанном; обновление уголка.
Рекомендации для родителей по литературному чтению.
Большую роль в литературном образовании дошкольников играют родители. Их главная задача - знать о литературных склонностях своего малыша, чтобы совершенствовать их. Важно отметить, что совместное чтение способствует становлению тёплых эмоциональных отношений матери и ребёнка. Во время чтения художественной литературы родителям следует обратить внимание на следующие рекомендации:
- читайте с выражением, меняя интонацию в зависимости от персонажа;
- как можно чаще показывайте иллюстрацию к тексту. Это повышает интерес у ребёнка;
- уберите из поля зрения игрушки и предметы, которые отвлекают вашего ребёнка;
- читайте вслух всю жизнь! Эта потребность формирует у вашего ребёнка интерес к чтению;
- детские книги должны находиться в доступном для малыша месте;
- Запишитесь в детскую библиотеку, предоставьте ребёнку участвовать в выборе книг.
Список использованной литературы
1. Гриценко, З. А. Литературное образование дошкольников [Текст] : учебник для вузов / З. А. Гриценко. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2012. - 352 с. - (Бакалавриат). – 1 экз.
2. Гриценко, З. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению [Текст] :учеб. пособие для фак. дошк. воспитания педвузов / З. А. Гриценко. - 3-е изд., стер. - М. :Академия, 2008. - 320 с. - 2 экз.
3. Гриценко, З. А. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению [Текст] : учеб. пособие для фак. дошк. воспитанияпед. вузов / З. А. Гриценко. - М. : Академия, 2008. - 224 с. – 2 экз.
4. Рыжкова, Т. В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования [Текст] : учеб. для вузов по напр. "Педагогика" / Т. В. Рыжкова. - М. : Академия, 2007. -416с. - 10 экз.
5. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] : учеб. пособие для вузов / Н. А. Стародубова. – М. : Академия, 2006. – 256 с. (Н/у) - 3 экз.
6. Теория и методика развития речи детей [Текст] : пособие для самостоятельной работы: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. / М. М. Алексеева, В. И. Яшина,
В. М. Макарова, Е. А. Ставцева. - М. : Академия, 2005. -192 с. - 29 экз. 010. - 287 с. - 10 экз
7. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : учебнометод. пособие для воспитателей ДОУ / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : ВЛАДОС,