Наталья Луцик
Индивидуальное занятие по речевому развитию «Постановка звука [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
формировать правильное произношение звука [Ш]
Задачи:
- совершенствовать умение отвечать на вопросы полными предложениями, упражнять в употреблении существительных в родительном падеже, единственном числе.
- научить правильному произнесению звука «ш», автоматизировать звук в открытых слогах, в начале слова; развивать фонематический слух и восприятие, артикуляционную моторику, зрительное внимание и память.
- воспитывать старательность и аккуратность при выполнении заданий.
Публикация «Индивидуальное занятие по речевому развитию „Постановка звука [Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Оборудование: зеркало, картинки на звук «ш», разрезная картинка «Змейка», схема «Мыльные пузыри».
Ход занятия.
1. Организационный момент (настрой на занятие) :
Проговаривание речовки:
«Вот занятие началось, все в порядок привелось, (сложить руки на парту)
Раз, два, три, четыре, пять, будем думать, отвечать!» (выпрямить спину)
2. Артикуляционная гимнастика:
Логопед: «Каждое наше занятие начинается с выполнения артикуляционной гимнастики. Я проговариваю стихотворение – ты выполняешь упражнение».
(автор стихотворений Кириллова Е. А.)
а) «Улыбка» : уголки потянем к ушкам, улыбнемся, как лягушка.
б) «Заборчик» : широко мы улыбнемся, зубки видно, не смеемся.
в) «Дудочка» : губки тянем мы вперед, наша дудочка поет.
г) «Окошко» : греет солнышко немножко, вот открыли мы окошко.
д) «Лопаточка» : вот широкая лопатка, чтоб вскопать для мамы грядку.
е) «Чашечка» : маме в чашку чай нальем и ни капли не прольем.
ё) «Чистим верхние зубки» : у слоненка зуб болит, лечит доктор Айболит.
ж) «Маляр» : кистью красит потолок неленивый носорог.
з) «Лошадка» : что за звуки? кто стучит? это цоканье копыт!
и) «Грибочек» : на полянке под осиной рыжий гриб на ножке длинной.
к) «Фокус» : добрый фокусник Матвей забавляет всех детей.
3. Упражнение «Собери картинку» :
Логопед: «А теперь немного поработают наши ручки. Я приготовила тебе картинку, но она рассыпалась на части. Давай попробуем ее собрать и посмотреть, что же там было нарисовано». (На картинке изображена змейка, ассоциирующаяся со звуком «ш»)
4. «Поймай звук «ш» :
Логопед: «Кто получился на твоей картинке? (Это змея). Молодец! А давай с ней поиграем. Все змейки издают такой звук : ш-ш-ш. Приготовь свои ладошки и слушай меня внимательно, если услышишь песенку змейки ш-ш-ш, тогда хлопай».
Ш-Ф-Ш-З-Ш-Ш-Х-С-Ш-Ж-Ш
5. Постановка звука «ш» :
Логопед: «Давай мы тоже с тобой попробуем пошипеть, как змейка. Открой «окошко», сделай «чашечку», спрячь ее за верхние зубы, губы округли и подуй (можно надавить на щеки). Воздушная струя должна быть теплой. Молодец!»
Упражнение «Веселые дорожки» (ребенок двигает пальцем по цветным дорожкам, произнося при этом звук «ш»).
6. Пальчиковая гимнастика «Змейка» :
Логопед: «Змейка немного устала и хочет отдохнуть. Давай и мы немного отдохнем»
Между кочек по тропинке (соединить ладони)
Проползает змейка Динка! (изображать движение змеи)
7. Автоматизация звука «ш» в открытых слогах:
Упражнение «Мыльные пузыри»
Логопед: «Как поет змейка? (ш-ш-ш). Сейчас мы вместе с ней будем надувать мыльные пузыри».
Ребенок ведет пальцем по стрелочке от круга со звуком «ш» к кругу со звуком «у», соединяя два звука в слог, получилось «шу», аналогично «шо», «ши», «ше», «ша».
8. Автоматизация звука «ш» в начале слова:
(Логопед предлагает ребенку картинки, начинающиеся на звук «ш» : шуба, шея, шипы, шина, шапка, шаль)
9. «Счет до пяти» :
Логопед предлагает Всеволоду посчитать «шубы», «шапки» до пяти: одна шуба, две шубы, три шубы, четыре шубы, пять шуб.
10. Игра «Чего не стало?» :
Логопед предлагает ребенку запомнить четыре картинки: шапку, шубу, шину, шею. Затем логопед убирает одну картинку, ребенок определяет, чего не стало. (Например, не стало шапки).