тамара папст
Постановка и закрепление произношения звука [Й’] в словах и коротких стихах
▼ Скачать + Заказать документы
Нормативная артикуляция звука [й’] :
губы несколько растянуты. Кончик языка лежит у нижних резцов. Средняя часть языка сильно поднята к твёрдому нёбу. В зависимости от фонетического положения звука он может произноситься при более узкой или более широкой щели. Выдыхаемая воздушная струя слабая.
Методические рекомендации и некоторые варианты заданий
Язычно-средненебный согласный [й’] может опускаться, либо заменяться на
Публикация «Постановка и закрепление произношения звука [Й’] в словах и коротких стихах» размещена в разделах
гласный звук [и] или мягкий язычно-альвеолярный сонор [л’]. Если не удается вызвать звук по подражанию, используются способы постановки от мягкого глухого согласного звука [х’] с включением голоса или от гласного звука [и] в сочетании с другими гласными, постепенно ускоряя произнесение сочетаний гласных (иа-иа-иа-йа, ио-ио-ио-йо, иу-иу-иу-йу, иэ-иэиэ-йэ). В особенно трудных случаях звук ставится от звука [з’] или слога с этим звуком, нажимая на переденюю часть языка, приподнимая и отдодвигая в глубину рта
его среднюю часть (зя-зя-зя-йа-йайа, зе-зезе-йэ-йэ-йэ, зю-зю-зю-йу-йу-йу, зё-зё-зёйо-йо-йо). В таких случаях автоматизация звуков начинается с восходящей йотации (яма, Я-на, Я-ков, я-го-да; е-ду, ем; юб-ка,
юн-га, юг) сначала в ударной позиции.
Варианты замены на мягкий согласный
звук [л’] встречаются наиболее часто. В таких случаях важно поупражнять ребенка в переключении с верхней артикуляционной позиции на нижнюю, при необходимости уточнив произнесение звука [й’] в словах с использованием механической помощи (удержание передней части языка за нижними зубами). При этом уместно уделить внимание отработке притяжательных местоимений: мой, моя, моё. Моя нога (рука, нога, спина, шея). Мой нос (живот, лоб, рот, подбородок). Моё ухо (колено, плечо).
Следует также уточнить произнесение звука [й’] в стечении согласных в середине слова : зай-ка, май-ка, пой-ду, най-ду…
Для автоматизации звука [й] в обратном
слоге успешно используются глаголы повелительного наклонения: дай, пой, мой, пей.
(Вова, дай зайку. Тома, пой песенку.)
Задание № 1. «Добавь слово»
Правильно произнеси звук [й’] в конце слов и последнем слоге (мой, мо-я, мо-ё).
Постарайся правильно прочитать короткое
стихотворение.
«Рука чья? — Мо-я. Нос чей? — Мой.
Ухо чье? — Мо-ё…»
Ля-ля-ля. Ля-ля-ля. Эта песенка? — моя.
Эту песенку? — пою. Никогда не
устаю.
Задание № 2
Прочитай своей кукле Яне короткие стихи. Следи за правильным произношением звука [й’].
Баю-бай. Баю-бай.
Яна, дочка, засыпай.
Яне песенку пою:
Баю-баюшки-баю.
Сам я (сама) дочку одеваю.
Сам я (сама) песню напеваю:
Яна, ягод-ка, да-вай!
Сама юб-ку на-де-вай!
Дочку Яну покатаю.
Яне мячик покидаю.
Высоко подкину. Ай!
Ну-ка, Яна, догоняй