тамара папст
Постановка и начальный этап автоматизации язычно-передненебных щелевых шипящих звуков
▼ Скачать + Заказать документы
Нормативная артикуляция звуков [ш], [ж] :
Губы несколько выдвинуты вперед. Кончик языка поднят к небу (за альвеолы, но не касается его, образуя щель. Боковые края языка прижимаются с внутренней стороны к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. При произнесении звука [ж] воздушная струя слабее и щель между кончиком языка и твердым небом уже. Постановка и начальный этап автоматизации звуков [ш], [ж] :Свистящие звуки являются необходимой
Публикация «Постановка и начальный этап автоматизации язычно-передненебных щелевых шипящих звуков» размещена в разделах
базой для постановки шипящих и вибранта. Массажные движения и артикуляционные упражнения на подготовительном этапе выработки уклада шипящих направлены на укрепление боковых краев языка при сниженном тонусе и распластывание языка при его напряжении. В том и другом случае нужно сформировать верхнее положение широкого языка, прижатие его боковых краев к верхним коренным зубам и образование щели для прохождения «теплого ветерка». Базовой воздушной струей является именно свистящий звук. При гипотонусе мышц языка ребенок долгое время затрудняется в самостоятельном удержании языка в верхнем положении. На начальном этапе рекомендуется использование механической помощи, когда
логопед, наложив на язык бинт, растягивает и прижимает боковые края языка к верхним коренным зубам, оставляя необходимую щель для прохождения воздуха. Важно дать ребенку возможность запомнить ощущение положения языка и после многократных упражнений, выполняемых методом совместных действий, попытаться воспроизвести это положение самостоятельно. С помощью зеркала следует зафиксировать внимание ребенка на артикуляционной позе. Поддержка языка с помощью зонда для шипящих или шпателя может использоваться не только для закрепления изолированного произношения, но также при произнесении слогов и проговаривании простых слов. Если тонус языка повышен, то ребенок в большинстве случаев сужает язык. Особенно сильно напряжение языка проявляется под воздействием воздушной струи.
Использование зонда для шипящих звуков, шпателя или зондозаменителя сначала с приоткрытым ртом и растянутыми в полуулыбку губами (преждевременное округление губ способствует сужению языка, затем с закрытыми зубами и округленными губами позволяет добиваться удержания расширенного языка в верхнем положении, образования небольшой щели и нормативной акустики звука.
Механическая помощь может быть использована не только при автоматизации
звука в начале слова, но и в середине как между гласными в структуре открытых слогов, так и в словах, состоящих из открытого и закрытого слогов (мешок, а также закрытого и открытого слогов (кошка) со стечением согласных в середине слова. Наиболее употребляемыми и благоприятными являются стечения согласных [ш]-[к], [ж]-[н].