Приложение МААМ

Постановка, автоматизация и диффенциация свистящих звуков. Конспекты занятий

Полякова Елена Николаевна
Постановка, автоматизация и диффенциация свистящих звуков. Конспекты занятий
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие 1. Конспект занятия по постановке звука [С].

Подготовительный этап.

Цель: подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [с]; формирование длительной направленной воздушной струи; упражнение в различении слов, близких по звучанию; умение определять наличие звука [с] в ряду звуков; развитие функции языкового анализа и синтеза; воспитание положительной мотивации в учебной деятельности.

Публикация «Постановка, автоматизация и диффенциация свистящих звуков, Конспекты занятий» размещена в разделах

Оборудование: картинки: артикуляционная гимнастика для свистящих; образ звука [С]; молоточек для отстукивания ритма; самолёт игрушечный; сундучок «Дыхание».

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Развитие пространственного восприятия

- Между кем ты сидишь? Кто сидит справа от тебя? Кто сидит слева от тебя?

2. Сообщение цели занятия.

3. Развитие мелких движений кистей рук и пальцев.

• Пальчиковая гимнастика «Дружба».

«Кулак. Ребро. Ладонь».

4. Артикуляционная гимнастика.

1. Упражнения, направленные на развития подвижности губ:

«Оскал», «Хоботок», «Трубочка».

2. Упражнения, направленные на развитие подвижности языка:

(см. артикуляционные упражнения для постановки звука [с]).

5. Игры на развитие речевого дыхания.

Развитие силы выдоха. Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка. Гимнастика Стрельниковой.

• Поем песенку. Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук “а” (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.

«Топор». Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук “замком” и опустить руки вниз. Быстро поднять руки — вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести “ух!” на длительном выдохе.

«Холодный ветер». Набрав в легкие воздух, с силой дуть через вытянутые вперед трубочкой губы. Поднести ко рту тыльную сторону ладони. Должна ощущаться резкая бьющая холодная струя. Игры для тигры – компьютерная технология.

6. Развитие фонематического восприятия

Выделение на фоне слогов и слов звука [с] среди звуков, далеких по акустическим и артикуляционным признакам.

• Игра «Поймай звук». Ребенок должен хлопнуть в ладошки, услышав звук [с]. Сначала педагог произносит звуки [л], [с], [р] [с], [л], [м], [б], [с], затем слоги ла, со, ро, су, па, су, сы, ба. Если ребенок выделяет звук из звукового или слогового ряда, даются слова мак, сыр, сук, полка, сынок, булка, лампа, сом.

7. Фонетическая гимнастика, ритмика.

• Упражнения по развитию высоты голоса. Повышение и понижение голоса при произнесении звуков «Укачивание», «Ступеньки», «Самолет».

8. Упражнения по развитию ритма.

• Отстучать по подражанию.

Занятие 2.

Конспект занятия по постановке звука [С].

Подготовительный этап.

Цель: Обучение правильно произносить звук [с] с механической по-мощью и по подражанию; продолжение выполнения артикуляционных упражнений для звука [с] в полном объеме; формирование длительной направленной воздушной струи; закрепление умения в различении слов, близких по звучанию; определение наличие звука [с] в ряду других звуков. Развитие мимической выразительности, памяти, внимания, целостного восприятия, мелкой моторики. Воспитание положительной мотивации в учебной деятельности.

Оборудование: картинки: артикуляционная гимнастика для свистящих; картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [с] и [ш]; образ звука [С]; молоточек для отстукивания ритма; самолёт игрушечный; сундучок «Дыхание», рабочий пенал.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия.

3. Повторение игры на развитие мелких движений кистей рук и пальцев.

4. Артикуляционная гимнастика. Упражнения, направленные на развитие подвижности языка. (см. арт. упр. для постановки звука [с]).

5. Игры на развитие речевого дыхания.

• Развитие силы выдоха

Дутье через трубочку. Пускание мыльных пузырей. Сравнение продолжительности выдоха. Произнесение звука [ф] (длительный выдох, произнесение звука [т] (короткий выдох).

• Развитие силы выдоха. Выработка плавного и длительного выдоха. «Одуванчики» «Игры для тигры» – компьютерная технология.

«Погаси свечу». Выработка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением фууууу.

«Воет буря». Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка. Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если при этом появляется шум, значит, воздушная струя направлена правильно.

Упражнения для формирования умения образовывать боковыми краями языка смычку с верхними коренными зубами

«Малыш учится произносить звук [и]». Опустить кончик языка за нижние зубы и произносить звук [и]. Следить, чтобы «ямочка» на языке была ровно посередине.

«Песенка ослика». Произнесения звукосочетания иа.

«Лодочка». Высунуть язык изо рта и сложить его лодочкой («желобком»). Если упражнение не получается, можно положить на среднюю часть языка тонкую палочку или зонд.

6. Формирование зрительного образа звука [с]

- Посмотри, как губы улыбаются, язычок прячется за нижние зубы. (Показ артикуляции.)

• Закрепление слухового образа звука.

- Киска коготком проколола шарик. Послушай, как свистит воздух : с-с-с-с. Ты тоже скоро научишься так произносить звук.

• Формирование кинестетического образа звука (ощущения положения органов артикуляции)

Показ положения органов артикуляции с помощью пальцев рук. Сначала показывает логопед, а затем — ребенок.

7. Развитие фонематического восприятия

• Выделение звука [с] среди звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам. Звуки : [с], [з], [с], [ш], [ц], [с]. Слоги: са, за, со, ша, цо, су, зы, сы. Слова собака, зайка, солнышко, шуба, сапоги, сад и др. Ребенок поднимает руку или хлопает в ладошки, если услышит звук [с].

• Игра «Пятый лишний». Капуста, свекла, картошка, редис, абрикос. Отложить лишнюю картинку.

«Подбери и назови». Разложить в две стопки картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [с] и [ш].

• Определить позицию звука [с] в словах санки, сапоги, сова, автобус.

• Есть ли звук [с] в словах капуста, свекла, редис, фасоль, салат, чеснок?

• Найди овощи, в названии которых есть звук [с]. Где слышится звук [с] в слове салат? В слове чеснок? В слове капуста?

8. Фонетическая гимнастика, ритмика.

• Упражнения по развитию высоты голоса. Повышение и понижение голоса при произнесении звуков «Укачивание», «Ступеньки», «Самолет».

9. Упражнения по развитию ритма.

• Отстучать по подражанию.

«Молоточек». Повтори ритм, который отстучит взрослый.

Пример: 1 — 2 — с — сс.

Ритмы: 2 – 1;2 – 2; 1-3; 3-1;1 - 1- 2;1-2-1;2 - 3 и т. д.

Занятие 3.

Конспект занятия по коррекции изолированного звука [С].

Цель: закрепление правильного произношения звука «с» в изолированном виде; формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; совершенствование речевой моторики, закрепление кинестетического (артикуляционного) образа звука; воспитание потребности в речевом общении, навыки самоконтроля.

Оборудование: картинки с изображением артик. гимнастики для свистящих; картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [с]; мимические картинки; образ звука [С]; молоточек для отстукивания ритма; самолёт игрушечный; сундучок «Дыхание»; сигнальные карточки; буква С; зрительные опоры гласных звуков.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия.

3. Повторение и закрепление специальных артикуляционных упражнений.

Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц и кончика языка и выработку воздушной струи (см. предыдущие занятия).

4. Коррекция изолированного звука [с] на игровом материале.

• Упражнения «Течет водичка» («Холодный ветер», «Насос», «Чайник») Звукоподражания.

«Вывести звук погулять».

«Мимические упражнения». Использовать мимические картинки для автоматизации изолированного звука. Выразить интонацией при произнесении звука разное настроение людей.

«Буква потерялась».

Дед Звукоед (злой волшебник) похитил звуки в словах.

.апог голо.

По. уда плюю.

Ле. .обака

Итрере. Му. ор

Ве. ы. ундук

.орока поя.

Ли. а убегает в ле.

Али. а не умеет пи. ать.

Дени. .ам надевает. андали.

Анфи. а по. адит ове. И фа. оль.

«Кулак. Ребро. Ладонь». Пропеть заданный звук на известную мелодию с движениями.

5. Развитие фонематического слуха.

• Поднятие сигнальной карточки на заданный слог.

На слог са: ра, па, са, ма, са, са, да.

На слог сы: сы, мы, вы, ры, хы, сы, ры.

• Запоминание слога со звуком с последующим выкладыванием картинок. (см. карточки со словами)

• Выбери картинки, в словах-названиях которых имеется звук [с], из ряда других.

6. Фонетическая гимнастика, ритмика.

• Работа над артикуляцией гласных звуков без голоса, с показом артикуляции перед зеркалом; произнесение гласных перед зеркалом с изменением силы и высоты голоса. Вводят зрительные опоры – символы для гласных звуков.

а___выдох ао аоу уоа аоуы

о___выдох

у___

ы___

э___

• Упражнения по развитию высоты голоса. Повышение и понижение голоса при произнесении звуков «Укачивание», «Ступеньки», «Самолет».

7. Упражнения по развитию ритма.

• Отстучать по подражанию.

8. Работа с буквой с.

• Произнеси звук [С] длительно на одном выдохе: с – с – с – с.

• Выставляется буква с.

Звук [с], посмотри - вот это твоя буква.

В небе таял лунный серп, серп склонялся на ущерб.

И поэтому с небес нам светила буква С.

Рассмотри букву С, нарисуй ее в воздухе каждым пальцем поочередно, сначала одной, затем другой и двумя руками одновременно.

Занятие 4.

Конспект занятия по автоматизации звука [С].

Автоматизация звука [с] в обратных (закрытых) слогах.

Цель: обучение произносить звук [с] в обратных слогах; продолжение работы над развитием подвижности кончика языка, добиваться четкого произношения изолированного звука [с]; формирование длительной, направленной воздушной струи. Упражнение в определении наличия звука в слогах; анализ и синтез обратный и прямых слогов; составление схем слогов. Развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы; воспитание потребности в речевом общении.

Оборудование: картинки с изображением артик. гимнастики для свистящих, образ звука [С]. Сундучок «Дыхание», молоточек для отстукивания ритма, счетные палочки, клубок ниток. Коробочки «». Картинки героев сказки «Теремок»; картинки с изображением предметов со звуком [с] и без него; картинки для игры «Определи позицию звука [с] в слове».

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия.

3. Артикуляционные упражнения.

• Повторение и закрепление специальных артикуляционных упражнений, направленные на развитие подвижности мышц и кончика языка и выработку воздушной струи (см. предыдущие занятия).

4. Коррекция изолированного звука.

Дети по очереди выполняют упражнение «Водичка течет» под наблюдением логопеда.

5. Проверка домашнего задания.

6. Работа на звуком [с] в закрытом слоге.

• Произнесение двух, трех, четырех слогов с одновременным отстукиванием ритма, с рисованием волнистых или ломаных линий пальчиком на столе, с выкладыванием палочек, наматывание ниток на клубок, «пальчики здороваются». Произнесение слогов от имени детей, их родственников, животных, инопланетян, героев сказок, игрушек, неодушевленных предметов.

• Работа на звуком [с ] в шутках. Закончи чистоговорку.

Говорит взрослый: Говорит ребенок:

В сумке вкусный ананас ас-ас-ас-ас-ас.

Кисточку принес Барбос ос-ос-ос-ос.

Стас Сосискин был не трус ус-ус-ус-ус.

Я на санках еду вниз ис-ис-ис-ис.

Совы полетели в лес эс-эс-эс-эс.

Я услышал громкий бас ас-ас-ас-ас.

На тарелке абрикос ос-ос-ос-ос.

Там у пристани баркас ас-ас-ас.

• Работа над голосом

Произнесение слогов от имени героев сказки «Теремок» с разной интонацией.

ис-ис-ис

ыс-ыс-ыс

ас-ас-ас

ос-ос-ос

ус-ус-ус

• Анализ и синтез обратных слогов

- Какой слог лишний? Ис-ис-ас; ыс-ыс-ис.

- Какой слог появился? Ис-ис-ас; ыс-ыс-ас.

- Какой слог получится, если я «дам» тебе звук [а], а затем — [с]. Обозначить слог цветовыми символами (кружочками красного и синего цвета).

- Какой первый звук в слоге ыс? Какой второй звук?

- Назови второй звук в слоге ос?

• Назови пропущенный слог в словах

как. (тус) ана. (нас)

пок. (ос) фок. (ус)

комп. (ас) косм. (ос)

• Составление слогов ис, ыс, ас из букв разрезной азбуки.

«Мимические упражнения». Использовать мимические картинки для автоматизации звука.

7. Развитие фонематического восприятия

• Отбор картинок, слова-названия которых содержат звуки [с].

• Игра «Определи позицию звука [с] в слоге» Игра проводится с помощью фишек, которые отмечают позицию звука в слове.

• Игра «Определи позицию звука [с] в слове». Игра проводится с помощью фишек, которые отмечают позицию звука в слове. (см. слова к. № 1)

Занятие 5.

Конспект занятия по автоматизации звука [С].

Автоматизация звука [с] в прямых (открытых) слогах.

Цель: обучение произносить звук [с] в прямых слогах; продолжение работы над развитием подвижности кончика языка, добиваться четкого произношения изолированного звука [с]; формирование длительной, направленной воздушной струи. Упражнение в определении наличия звука в слогах; анализ и синтез обратный и прямых слогов; составление схем слогов. Развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы; воспитание потребности в речевом общении.

Оборудование: картинки с изображением артик. гимнастики для свистящих. Картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [с]. Мимические картинки; образ звука [С]. Молоточек для отстукивания ритма. Самолёт игрушечный. Сундучок «Дыхание». Рабочий пенал. Буква С, зрительные опоры гласных звуков, таблицы со слогами.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия.

3. Артикуляционные упражнения.

• Повторение и закрепление специальных артикуляционных упражнений, направленные на развитие подвижности мышц и кончика языка и выработку воздушной струи (см. предыдущие занятия).

• Работа над артикуляцией гласных звуков без голоса, с показом артикуляции перед зеркалом; произнесение гласных перед зеркалом с изменением силы и высоты голоса.

а___выдох ао аоу уоа аоуы

о___выдох у___ ы___ э___

4. Коррекция изолированного звука.

Дети по очереди выполняют упражнение «Водичка течет» под наблюдением логопеда.

5. Работа над звуком [с] в открытом слоге.

• Работа с таблицами перед зеркалом фронтально и индивидуально. Обращается внимание на точность артикуляции звука [с] и гласных.

с___а с___у с___о с___ы

• Работа над силой голоса произнесение слогов, звукоподражаний и с различной громкостью.

• Игровые задания, произнесение слогов с подключением движений и мимики. Даются указания: выполняя какое-либо действие, произносить слоги. Например: произносить слоги, имитируя управление автомобилем, шитье, вязание, рисование, перелистывание книги, чистку зубов, умывание, «Падают снежинки», «Лепим снежки», «Катаем снежную бабу». Выделение ударного слога.

Са-са; са-са; са-са-са; са-са-са; са-са-са.

Сы-сы; сы-сы; сы-сы-сы; сы-сы-сы; сы-сы-сы.

Са-сы-со-су; сы-са-со-су.

Какой слог лишний? Са-са-са-сы.

Повтори слоги: са-сы-со.

Послушай еще раз. Са-со.

Какой слог исчез из ряда? (Со.) Со-су-сы-са. Со-су-сы? (Са.)

«Мимические упражнения». Использовать мимические картинки для автоматизации звука.

• Работа на звуком [с ] в шутках. Закончи чистоговорку.

Говорит взрослый: Говорит ребенок:

У стены стоит коса са-са-са-са.

Стоп, сломалось колесо, со-со-со-со.

Страшно вечером в лесу су-су-су-су.

Мы испачкали носы сы-сы-сы-сы.

Зеленеют все леса са-са-са-са.

На столе стоят весы сы-сы-сы-сы.

Сумку маме принесу су-су-су-су.

6. Анализ и синтез слогов

• Какой первый звук в слоге са? Какой второй звук?

• Сколько звуков в слоге са?

Звук [с] «подружился» со звуком [о]. Какой слог получился?

• Есть ли звук [с] в словах сок, сын, сумка, самосвал?

• Отстукивание ритмического рисунка слов сок, сумка, самосвал.

«Молоточек». Повтори ритм, который отстучит взрослый, на слоге СА (СО, СУ, СЫ).

Пример: 1 – 2 – са – саса.

Ритмы: 2 – 1,2 – 2, 1 – 3,3 – 1, 1 – 1 – 2, 1 – 2 – 1, 2 – 3 и т. д.

7. Развитие фонематического восприятия.

• Разложи картинки в две стопки. К букве ш положи картинки со звуком [ш], к букве с — картинки со звуком [с]. Педагог произносит слова, а ребенок подбирает нужные картинки.

• Определение позиции звука [с] в словах слон, носорог, ласка.

• Игра «Сосчитай, сколько раз прозвучал звук [с] в ряду звуков».

Логопед произносит звуки : а, д, с, б, в, ш, с, р, ц л, с, к, ш, м.

Дети выкладывают соответствующее количество счетных палочек, затем считают их и выкладывают из них геометрические фигуры.

• Игра «Найди слоги со звуком [с]» (условия те же) : са, ма, фа, ка, ку, до, сы, лу, со, мо, сы.

Публикации по теме:

Автоматизация звуков [К] и [К’] в слогах I. Здравствуйте, дети! А хотите сегодня попасть в сказку? Тогда мы с вами поиграем с такими звуками как К и Кь и попадем в сказку " Красавица.

Автоматизация звуков Ш и Ж в слогах I.Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение? А не подскажите мне какое сейчас время года и какая погода? Ответим на эти простые вопросы.

Автоматизация звуков [т]-[д] в чистоговорках В последние годы все чаще встречаются дети, имеющие нарушение произношения смычных переднеязычных звуков Т, Д. Ощущая нехватку речевого.

Конспект индивидуального занятия по дифференциации свистящих и шипящих звуков «Игры со Смешариками» Тема: «Игры со смешариками» Цель: Дифференциация С-Ш в предложениях и стихах. Задачи: - развивать артикуляционной моторики, кинестезий;.

Конспекты игр-занятий по песочной анимации в ДООКонспекты игр-занятий по песочной анимации в ДОО Детский сад №10 ОАО «РЖД» Ленинградская обл., Кировский район, пгт. Мга Конспекты игр-занятий по песочной анимации в кружке «Волшебный.

Конспекты коррекционно-развивающих занятий Конспекты коррекционно-развивающих занятий. Педагог-психолог: Лозаренко А. Ф. 1. Коррекционно-развивающее занятие «Волшебное.

Конспекты занятий по сказкам ГОСДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 1 КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Конспект НОД в старшей.

Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с хохломской росписью Конспект занятия по лепке Тема «Настенное панно» (подготовительная группа) Подготовила: Воспитатель МБДОУ “Детский сад № 421” Маклакова.

Конспекты занятий по развитию логического мышления Конспекты занятий – Развитие логического мышления. (подготовительная группа) Занятие Тема: Подбор родового понятия к видовым. Программные.

Презентация «Автоматизация звуков [Г] и [Г’]» К нам в гости пришел Гномик и захотел с нами поиграть. Ты хочешь с ним поиграть? Тогда смотри на картинки и повторяй за Гномиком. В слогах(.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Постановка, автоматизация и диффенциация свистящих звуков. Конспекты занятий
Опубликовано: 4 октября 2017 в 09:03
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Постановка, автоматизация и диффенциация свистящих звуков. Конспекты занятий» (включая файлы) размещена пользователем Полякова Елена Николаевна (УИ 1282626) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД