Анастасия Климентьева
Пособие «Город Звукобуквинск» для обучения детей старшего дошкольного возраста 6–7 лет фонематическому анализу
▼ Скачать + Заказать документы
В подготовительной к школе группе дошкольники переходят к освоению сложных форм фонематического анализа и к фонематическому синтезу. Для эффективного обучения мною была создана игровая ситуация «Путешествия по Звукобуквинску». Для этого я изготовила пособие «город Звукобуквинск», представляющее из себя макет города в виде четырех секторов круга, на крутящейся подставке.
Публикация «Пособие „Город Звукобуквинск“ для обучения детей старшего дошкольного возраста 6–7 лет фонематическому анализу» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Подготовительная группа
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
По количеству секторов круга, в этом городе четыре улицы : «Улица Поющих звуков»- красный сектор,
«Улица Мягкая»- зеленый сектор,
«Улица Твердая»- синий сектор
и «Улица Твердо- Мягкой дружбы»- сине-зеленый сектор.
На стенках каждого сектора были пришиты прозрачные полоски для крепления карточек и картинок.
На данном этапе ребята обучаются чтению и печатанию слов, поэтому здесь используются карточки с буквами. Учитывая «адрес» определенной буквы, используются соответственные цветовые обозначения: например, в синем домике звонких звуков будет жить буква М синего цвета и к ней можно подобрать слова «мак», «молоко» и т. д. Соответственно, в зеленом домике звонких звуков будет находиться буква М зеленого цвета, к которой подберутся слова «мяч», «месяц» и т. п.
Последовательно усваивая характеристики звуков и буквы, мы с ребятами постепенно путешествуем по разным улицам города Звукобуквинска. Во время путешествий выясняется, что на некоторых улицах города есть домики звонких звуков (на них висят бубенцы) и домики глухих звуков (на них- ракушки, что на некоторых улицах (на Твердой и на Мягкой) живут всего по три звука, а улица Твердо- мягкой дружбы очень плотно заселена большим количеством жильцов. Заглядывая на улицу Поющих звуков ребята узнают, что здесь живут не только буквы, обозначающие гласные звуки, но и йотированные гласные буквы.
Пособие «город Звукобуквинск» очень функционально и предоставляет массу возможностей для обучающих игр. Вот некоторые из них:
1. «Найди адрес звука». Дети определяют характеристики заданного звука и находят, на какой улице живет звук.
2. «Сундучок слов»- называние слов на заданную букву. Например, если задание проводится на улице Твердо- мягкой дружбы, то выставляется буква в синем или зеленом домике (соответственно синего или зеленого цвета, детям предлагается выбрать из сундучка только те картинки, в которых есть заданный звук.
3. «Найди друга»- подбор парных согласных по глухости- звонкости, по твердости- мягкости.
4. «Звуковые прятки»- на одной из улиц города спрятался звук, «не проживающий по этому адресу». Задача детей- обнаружить и вернуть его домой.
5. При фонематическом анализе слова, мотивирующим и закрепляющим знания фактором служит поочередное отыскивание букв на улицах города и выкладывание из них слова.
6. «Составь слово»- игра на фонематический синтез. На улицах города выставляются несколько букв или картинок. Задача детей- собрать из них слово.
Использование данного пособия показало себя очень целесообразным, ведь с ним тяжелая умственная работа по освоению навыков фонематического анализа и синтеза превращается в увлекательную игру.