Наталья Богданова
Портфолио — как показатель достижений
▼ Скачать + Заказать документы
Портфолио — как показатель достижений
В современном мире педагог должен всегда находиться на инновационной волне. В последнее время происходят кардинальные смещения акцентов в критериях качества образования. Так, количественные и знаниевые показатели приобретают компетентностную направленность. В этом случае возникает необходимость создания специальной образовательной среды, в которой появится возможность мотивировать субъектов на овладение соответствующими компетенциями, а также создания условий для деятельности, способствующей формированию и развитию этих компетенций. Практика показала, что в качестве возможного и достаточно эффективного инструмента по организации и управлению образовательным процессом следует рассматривать технологию “Портфолио”, с помощью которой складывается наглядная и целостная картина, отражающая систему оценки качества образования.
Публикация «Портфолио — как показатель достижений» размещена в разделах
Философия портфолио заключается в том, чтобы показать "всё, на что способна конкретная личность за определенный промежуток деятельности". Смещение акцента с того, чего не знаю и не умею, на то, что знаю и умею.
Значение слова произошло от франц. Porter - излагать, формировать, нести и folio означает "лист", "страница". В переводе с итальянского слово "портфолио" означает "папка с документами", "папка специалиста". Словом, портфолио – это досье, собрание достижений, фиксация успехов.
Само понятие пришло из Западной Европы XV – XVI веков. В эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили с собой «портфолио», когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно было не только составить себе впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути претендентам. Сам термин "портфолио" пришёл в педагогику из политики и бизнеса. Каждому знакомы понятия "министерский портфель", "портфель инвестиций".
Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов в США. В конце XX века идея применения портфолио в образовательных учреждениях становится популярной во всем мире, в том числе и в России.
Образовательное сообщество термин приняло, увидев в нё м один из ориентиров качественного обновления оценки: конечную цель портфолио многие авторы видят в доказательстве прогресса обучения по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности. Педагогическая философия портфолио предполагает интеграцию количественной и качественной оценок; смещение акцента на достижение, успех; перенос внешней экспертизы на самооценку.
Понятие портфолио различно. Чаще всего оно применяется как портфолио творческой личности. Однако из всех определений понятия портфолио можно выделить, что этот способ фиксации, накопления индивидуальных достижений за какой-то определенный период.
Причем, портфолио может составляться как на одного человека, так и на группу детского сада, спортивный коллектив, детский музыкальный коллектив. Портфолио может составляться и на педагогический коллектив детского сада, и на конкретную семью.
Составить портфолио – это немалый труд. Для этого необходимо принимать активное участие во всех мероприятиях, добросовестно исполнять профессиональные обязанности в детском саду. И, разумеется, не забывать отражать свой опыт, результаты и достижения в портфолио.
Чтобы разработать портфолио, необходимо определить цель его создания - "Для чего?". Это постановка вопроса, открытой, комплексной задачи, формулировка проблемы. Само портфолио служит свидетельством степени достижения поставленной (перед самим собой) цели.
Цель портфолио :
Накопление достижений, отслеживание индивидуального прогресса, представление деятельности и профессионального развития за опредленный период времени.
Основными подходами к разработке и ведению Портфолио являются :
Компетентный подход (оценка по результатам реализации педагогом основных профессиональных функций и компетентности);
Деятельностный подход ( оценка по выполнению основных видов деятельности: воспитательно- образовательной, конструктивной и оценочной, здоровье - сберегающей и здоровье - формирующей, учебно-методической, инновационной, социально-педагогической);
Системный подход (оценка уровня совокупности профессиональных достижений : структурный анализ, способствующий выявлению системообразующих связей и отношений, определению внутренней организации Портфолио педагога; функциональный анализ, позволяющий раскрыть функции Портфолио в целом и отдельных его компонентов).
Основными принципами формирования и ведения Портфолио являются :
Принцип непрерывности (постоянное систематичное и последовательное пополнение Портфолио);
Принцип диагностическо- прогностической направленности (отражение состояния профессионального роста, наличие параметров профессиональной деятельности);
Принцип интеракции (обеспечение эффективной обратной связи с субъектами образовательного пространства);
Принцип научности (обоснование целесообразности построения Портфолио на основе компетентного, деятельностного, системного подходов);
Принцип индивидуально-дифференцированной направленности (оценку профессионализма в соответствии с требованиями результативности воспитателя ДОУ).
Существуют разные виды портфолио
• Бумажное портфолио - представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии, рукописные материалы и пр.). Это наиболее привычный вид портфолио.
• Портфолио-презентация – создается в программе для создания презентаций (например, PowerPoint) содержит, как правило, краткую текстовую информацию, иллюстративный материал и ссылки на
вложенные документы. Своего рода -визитка педагога.
• Электронное портфолио – набор документов, сформированных на компьютере (текстовые файлы, таблицы, диаграммы, фотографии, отсканированные документы и пр.)
• Веб-портфолио – электронное портфолио, размещенное в сети Интернет на педагогических сайтах или собственном сайте.
Электронный продукт "Универсальное портфолио воспитателя ДОУ" создан в помощь педагогам дошкольного образования, методистам и администраторам ДОУ. Предлагаемое электронное портфолио - своеобразный конструктор, позволяющий воспитателю моделировать собственную "визитную карточку" (портфолио). Электронный продукт содержит нормативно-правовые документы и информационно-методические ресурсы, а также готовые варианты различных моделей портфолио. Электронная форма пособия позволяет более интенсивно и эффективно работать с предлагаемым материалом и упрощает процесс составления документов своего портфолио.
Многие авторы трактуют электронное портфолио Воспитателя как некий набор документов, сформированных на компьютере. Данный подход имеет право на существование, но он устарел. В последние годы интернет получил настолько широкое распространение и аудитория его настолько велика, что портфолио неопубликованное в интернете в виде сайта воспитателя можно считать несостоявшимся. Сотни людей не смогут увидеть Ваш сайт-портфолио, не смогут оценить его по заслугам, прокомментировать его, воспользоваться передовыми педагогическими идеями, почерпнутыми с Вашего сайта-портфолио. Портфолио, лежащий в папке на компьютере не представляет из себя никакой ценности ни для вас, ни для общественности. Публикация в сети портфолио в виде сайта воспитателя необходима!
Несомненно, у заинтересованного воспитателя должен существовать и бумажный эквивалент электронного портфолио в виде папки с документами. Это должна быть краткая выжимка на нескольких листах, содержащая в себе основные моменты и утверждения о вас и вашей профессиональной деятельности. Бумажный вариант портфолио педагога непременно должен содержать упоминание о вашем личном сайте-портфолио и несколько ссылок на него.
Классификация моделей.
По принадлежности (авторству)
По направленности
По целеполаганию
По времени создания
По оформлению
По содержанию
По принадлежности (авторству) – портфолио как показатель достижений :
Портфолио дошкольника;
Портфолио педагога;
Портфолио дошкольного учреждения;
Портфолио семьи;
Портфолио коллектива (детского, педагогического, творческого).
По направленности:
Портфолио – собственность – сбор материала для себя;
Портфолио – отчет – сбор материала по запросу, заявке, в соответствии с планом исследования, работы.
По времени создания:
краткосрочный;
среднесрочный;
долгосрочный.
Время работы над портфолио определяется автором исходя из задач, интересов, необходимости.
По оформлению:
печатный вариант – в виде папок, карточек, портфелей;
электронное портфолио;
раскраска – странички ксерокопитуются, предлагаются детям для раскрашивания.
Портфолио – это результат деятельности автора, поэтому ему предоставляется полная свобода и приветствуется инициатива при едином требовании – удобство хранения
По содержанию:
портфолио документов – сертифицированные (документированные) индивидуальные достижения;
портфолио работ – собрание различных творческих и проектных работ автора, а также описание основных форм и направлений его образовательной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. ;
портфолио отзывов – характеристики отношения автора к различным видам деятельности, представленные педагогами, родителями, возможно, коллегами, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого автора своей конкретной деятельности и её результатов;
комплекс материалов.
По целеполаганию - портфолио как отражение поставленных задач:
портфолио достижений – отражает результаты работы по конкретному направлению деятельности;
аттестационный – отражает достижения в межаттестационный период педагога, ДОУ;
накопительный – содержит информацию о результатах собственной деятельности педагога, ребенка, ДОУ, об опыте коллег, материалы периодической печати и др., для её дальнейшей обработки и систематизации;
тематический – отражает опыт деятельности педагога, ДОУ, коллектива в рамках определенной темы;
проблемный – предполагает сбор информации по вопросам, являющимся наиболее актуальными для педагога, ДОУ, отражает цели, процесс и результаты решения поставленной проблемы;
оценочно –диагностический – учитывает результаты, достигнутые за определенный период времени, с целью прогнозирования дальнейшей деятельности;
конкурсный – определяет рейтинг деятельности педагога, ДОУ;
рефлексивный– демонстрирует анализ особенностей работы с различными источниками информации: ощущений, размышлений, впечатлений.
Требования к оформлению портфолио
систематичность и регулярность;
полнота и конкретность представленных сведений;
структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений;
аккуратность и эстетичность оформления;
целостность, тематическая завершенность представленных материалов;
презентабельность.
Программные средства, используемые при формировании портфолио
программа PowerPoint – создание презентаций для лекций и практических заданий;
программа Word – разработка опорных конспектов, карточек-заданий и др. материалов, включающих тексты;
программа Excel – разработка тестов и систем рейтинговой оценки знаний;
инструментальные системы создания сайтов - FrontPage, Dream Weaver – разработка материалов, имеющих гипертекстовую структуру;
графические пакеты - Photoshop,
CorelDraw и др. – подготовка
иллюстративных материалов: обобщающих схем, рисунков.
А, как важно прикоснуться к совершенству!
Как его стремимся достигать!
Как стучит восторженное сердце,
если удаётся угадать…
(М. Круглов. О совершенстве).