Кристина Курочкина
Возрастные особенности ЭЭГ как показатель готовности к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
Весь период дошкольного детства требует повышенного внимания со стороны родителей и педагогов, а старший дошкольный возраст, когда ребенок находится на пороге школьного обучения – еще большего внимания. В этом возрасте ребенок претерпевает массу изменений, провозглашающих его переход от одной ступени развития к другой. В современных условиях инклюзивного образования, когда в учебных учреждениях учатся разные дети, готовность к школе имеет первостепенное значение. Преподавательский состав должен знать и понимать индивидуальные особенности ребенка и лишь на их основе строить учебный план. Во многом выявить эти особенности и установить готовность к школе нам может помочь электроэнцефалографическое обследование ребенка.
Публикация «Возрастные особенности ЭЭГ как показатель готовности к школьному обучению» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2017
Целью нашего исследования является изучение возрастных особенностей электроэнцефалограммы как показателя готовности к школьному обучению.
Психологическая готовность к школьному обучению является итогом всего предшествующего развития ребенка в период дошкольного детства. Она формируется постепенно и во многом зависит от тех условий, в которых происходит развитие ребенка.
Психологическая готовность к обучению в школе имеет многокомпонентную структуру, которая включает: интеллектуальную, личностную, эмоционально-волевую, а также физиологическую готовность или, по-другому зрелость.
Нас в данном вопросе больше будет интересовать физиологическая зрелость организма, потому что именно ее нам может показать ЭЭГ.
ЭЭГ представляет собой сложный колебательный электрический процесс и является результатом электрической суммации и фильтрации элементарных процессов, протекающих в нейронах головного мозга [2]. ЭЭГ всегда оставалась и продолжает оставаться сложным для расшифровки показателем мозговой активности [3]. В ней различают амплитуду (размах) колебаний в микровольтах и частоту колебаний в герцах. В соответствии с этим в электроэнцефалограмме различают четыре типа волн (ритмов) : альфа, бета, тета и дельта. Эти четыре типа мозговых колебаний являются общими для всех людей, независимо от возраста, пола, национальности и культурной принадлежности.
Электроэнцефалограмма ребенка дошкольного возраста в значительной степени отличается от ЭЭГ взрослого человека. В процессе индивидуального развития электрическая активность различных областей коры претерпевает ряд существенных изменений, обусловленных гетерохронностью созревания коры и подкорковых образований и различной степенью участия этих структур мозга в формировании ЭЭГ.
Отличительной чертой ЭЭГ здоровых детей дошкольного возраста является наличие во всех отделах полушарий медленных форм электрической активности (дельта- и тета-волн, которые расцениваются на ЭЭГ взрослого человека как патологическая активность а также у детей отмечается слабая выраженность регулярных ритмических колебаний, которые занимают основное место на ЭЭГ взрослого человека.
Исследование данной проблемы показало, что наиболее общей тенденцией развития электрической активности мозга с возрастом является уменьшение, вплоть до полного исчезновения, неритмических медленных колебаний, доминирующих на ЭЭГ детей дошкольного возраста, и замена этой формы активности регулярно выраженным альфа-ритмом, являющимся основной формой активности ЭЭГ взрослого здорового человека [2].
ЭЭГ, как уже упоминалось выше, показывает физиологическую зрелость организма человека, а именно электрофизиологические показатели отражают процесс созревания НЦС и обычно совпадают с данными, указывающими на психологическую готовность ребенка к обучению. В основном это рассматривают в соответствии с процессом латерализации функций. В настоящее время известно, что отклонения от нормальной латерализации, проявляющиеся в несовпадении доминантности по руке, ноге и глазу и также отмечаемые на ЭЭГ, приводят к различным трудностям в обучении ребенка.
Так, электроэнцефалографическое обследование детей с завершенной и недозавершенной латерализацией показало, что у правшей с правым ведущим глазом и полных левшей ЭЭГ соответствует возрастной норме. У детей же с незавершенной латерализацией и нормальным психическим развитием ЭЭГ имела не зрелый характер и не соответствовала возрастной норме. У этих детей в лобно-центральных областях наблюдалось преобладание тета-ритма [1].
Помимо выявления латерализации корковых функций, ЭЭГ обследование позволяет выявить общие и локальные изменения электроактивности мозга, которые имеют большое значение для диагностики различных заболеваний и решения вопроса о готовности ребенка к обучению.
Таким образом, электроэнцефалографическое обследование имеет важное значение как в выявлении особенностей развития детей, так и в определении их готовности к школьному обучению, постановке клинического диагноза, определения школьного и социального прогноза.
Список использованной литературы
1. Вятлева О. А., Пучинская Л. М., Сунгурова Т. А. Электроэнцефалографические показатели зрелости кортикальных областей в соотношении с латерализацией функций у детей 6—7 лет. — В кн. : Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. — М: Прометей, 1991. — С. 18-30
2. Зенков Л. Р. Клиническая электроэнцефалография (с элементами эпилептологии) 4-е изд. — М. : МИА, 2011. —368 с.
3. Основы психофизиологии: Учебник / Отв. ред. Ю. И. Александров. -- М. : ИНФРА-М, 1997. - 349 с