Титова Мария Андреевна
Портфолио музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Профессиональную деятельность в МБДОУ №66 «Барвинок» в должности музыкальный руководитель осуществляю с 2015 года, в связи с переездом из Новосибирска, (до этого работала учителем музыки, организатором внеклассной работы, концертмейстером в колледже, лицее, гимназии) руководствуясь следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Публикация «Портфолио музыкального руководителя» размещена в разделах
-Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) (ФГОС ДО)
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"
-Приказ Минобрнауки России от 08.04.2014 N 293 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2014 N 32220)
-Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
Данное портфолио содержит результаты аналитической работы (педагогического мониторинга) аттестуемого работника.
Первое, что следует отметить, познакомившись с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка о возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Образовательная программа дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельности есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.
Вклад в повышение качества образования,
распространение собственного опыта
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
Основное содержание образовательной области «Музыка», к которой мы успели привыкнуть в логике Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, теперь представлено в образовательной области «Худо- жественно-эстетическое развитие» наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции. А по отношению к ребенку дошкольного возраста в этом вообще мало смысла, для нас важно научить ребенка общаться с произведениями искусства к целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи. Их отличают средства художественной выразительности, в этих задачах мы можем разойтись, но в целом назначе-ние любого вида искусства - это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, композитора, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя.
Итак, образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» предполагает:
• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
• становление эстетического отношения к окружающему миру:
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктвно - модельной, музыкальной и др.).
Задачи музыкального воспитания в
различных образовательных областях
В других образовательных областях, обозначенных в Стандарте, раскрыты задачи музыкального воспитания и развития ребенка.
Так, например, касательно образовательной области «Социально коммуникативное развитие» речь идет о формировании представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, раз-мере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
В образовательной области «Речевое развитие» речь идёт о развитии звуковой и интонационной культуры речи.
Образовательная область «Физическое развитие» подразумевает задачи развития таких физических качеств, как координация и гибкость; развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Круг задач музыкального воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве расширяется. Это задачи, связанные с вхождением ребенка и мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
Музыкально-двигательная активность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пальчиковые игры, организованные на музыкальных занятиях, развивают у ребенка физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении саморегуляции в двигательной сфере.
На занятиях широко применяю следующую литературу:
«Экономное дыхание» К. П. Бутейко. Химик, Ростов-на-Дону№10,
10 марта 1969 года и №12,24 марта 1969 года;
Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста «Здравствуй!» М. Лазарева;
«Открытие доктора Бутейко» С. Алтухов. Новосибирск,1990;
«Истоки» Алиева Т. И., Антонова Т. В., Арнаутова Е. П., Научный руководитель — доктор педагогических наук Л. А. Парамонова;
«Ладушки» И. М Каплунова, И. А. Новоскольцева;
«Музыкальные шедевры» О. П. Радынова;
«Музыкальная ритмопластика» Л. М. Буренина;
«Игровая методика обучения пению» О. В. Карцер;
«Музыка. Дети. Здоровье» О. В. Карцер;
«Элементарное музицирование с дошкольниками Т. Э. Тютюнникова;
А. Во «Классическая музыка - Новое восприятие»;
Психолого-педагогические исследования старших дошкольников Л. С. Выгодского и Г. С Тарасова.
Реализация задач по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста предполагается через основные формы музыкальной организованной образовательной деятельности с учетом учебного плана.
На каждую возрастную группу разработан комплексно-тематический план, в который включены различные формы организации детской деятельности для реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Формы решения программных задач образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
Формы работы
Режимные моменты Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельня деятельность детей Взаимодействе с семьей
Использование музыки в течении дня :
- утренняя гимнастика;
- на прогулке
(в теплое время года);
- в сюжетно-ролевых играх;
- перед
дневным сном;
- пробуждение («гимнастика пробуждения»);
- во время праздников и развлечений;
- в театрализованной деятельности;
- рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности. Непосредствено образовательная деятельность:
- праздники, развлечения;
- театрализованная деятельность;
- слушание музыкальных сказок;
- просмотр мультфильмов, фрагментов детский музыкальных фильмов;
- рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности;
- рассматривание портретов композиторов;
- музыкальные игры, хороводы с пением;
- музыкально-ритмические движения;
- музыкальные игры с аккомпанементом. Создание условий для самостоятой музыкальной деятельности :
- подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов, хорошо иллюстрированных «нотных тетрадей по песенному репертуару», атрибутов для музыкально-игровых упражнений. Портреты композиторов. ТСО;
- подбор элементов костюмов различных персонажей для инсценирования песен, для музыкальных игр и постановок небольших музыкальных спектаклей.
Импровизация танцевальных движений в образах животных, концерты-импровизации. 1. Совместные праздники, развлечения в ДОУ (подключение родителей к участию в праздниках и подготовке к ним).
2. Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр).
3. Открытые просмотры непосредственно образовательной деятельности.
4. Создание средств наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки, ширмы-передвижки).
5. Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье.
6. Посещение культурно-массовых мероприятий в учреждениях культуры и образования.
Виды музыкальной деятельности
Стандарт определяет возрастосообразные виды деятельности, в т. ч. и музыкальную деятельность детей.
В младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - это непосредственное эмоциональное общение со взрослым, манипулирование с предметами и познавательно исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры.
В раннем возрасте (1 год - 3 года) - это предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками, экспериментирование с ма-териалами и веществами (песок, вода, тесто и пр., общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр., восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.
Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - это игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и друтие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно - исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементар-ный бытовой труд (в помещении и на улице) конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликации, музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребёнка.
Для реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в непосредственно образовательную деятельность включаю различные виды деятельности.
Виды деятельности Результативность
Музыкально-ритмические движения. Повышение уровня музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и ритмичности движений: сформированы умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание; развито танцевально-игровое творчество, сформированы навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок.
Пение.
Развитие певческих навыков с использованием дидактических игр. Сформированность у детей певческих умений навыков. Активное использование изученных песен в повседневной деятельности детей как с музыкальном сопровождении таки и без сопровождения. Высокий уровень развития музыкального слуха, певческого голоса, укрепление и расширение певческого диапазона.
Слушание.
Слушание музыки с использованием дидактических игр. Сформирован большой багаж музыкальных впечатлений. У детей детского сада наблюдается высокий уровень развития музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки. Развита способность различать характер песен, инструментальных пьес, средства их выразительности, сформирован музыкальный вкус. Сформированы навыки и умения в самостоятельном, индивидуальном и коллективном пении, с музыкальным сопровождением и без него.
Музыкально-игровое и танцевальное творчество. Повышение уровня развития творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т. п.). Сформированы навыки импровизации под музыку соответствующего характера: дети придумывают движения, отражающие содержание песни; выразительно действуют с воображаемыми предметами, ищут способ передачи в движениях музыкальных образов, при этом проявляют активность и самостоятельность.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Игра на детских музыкальных инструментах с использованием дидактических игр. Сформированы волевые качества: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость. У детей развита сосредоточенность, память, фантазия, творческие способности, музыкальный вкус.
У воспитанников ДОУ выявлены высокие умения и навыки игры на музыкальных инструментах : металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах, русских народных инструментах. Сформированы навыки исполнения музыкальных произведений в оркестре и в ансамбле.
Учебный год Группы Уровни
Низкий Средний Высокий
17.10.2015 г.
(начало уч. года) средняя группа 22
13,6% 22
68,2% 22
18,2%
17.05.2016 г.
(конец уч. года) средняя группа 22
4,5% 22
59,1% 22
36,4%
17.10.2015 г.
(начало уч. года) старшая группа 36
11,1% 36
72,2% 36
16,7%
17.05.2016 г.
(конец уч. года) старшая группа 36
2,8% 36
55,6% 36
41,6%
Результаты диагностического обследования музыкального развития детей дошкольного учебного учреждения комбинированного типа
ясли-сад №66 «Барвинок»
- средняя группа (ЗПР)
- старшая группа
Результаты диагностического обследования музыкального развития детей дошкольного учебного учреждения комбинированного типа
ясли-сад №66 «Барвинок»
(на начало и конец учебного года)
- средняя группа (ЗПР)
- старшая группа
Вывод: Повышение уровня музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и ритмичности движений: сформированы умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание; развито танцевально-игровое творчество, сформированы навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок.
Сформированность у детей певческих умений навыков. Активное использование изученных песен в повседневной деятельности детей как с музыкальном сопровождении таки и без сопровождения. Высокий уровень развития музыкального слуха, певческого голоса, укрепление и расширение певческого диапазона.
Сформирован большой багаж музыкальных впечатлений. У детей детского сада наблюдается высокий уровень развития музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки. Развита способность различать характер песен, инструментальных пьес, средства их выразительности, сформирован музыкальный вкус. Сформированы навыки и умения в самостоятельном, индивидуальном и коллективном пении, с музыкальным сопровождением и без него.
Повышение уровня развития творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т. п.). Сформированы навыки импровизации под музыку соответствующего характера: дети придумывают движения, отражающие содержание песни; выразительно действуют с воображаемыми предметами, ищут способ передачи в движениях музыкальных образов, при этом проявляют активность и самостоятельность.
Сформированы волевые качества: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость. У детей развита сосредоточенность, память, фантазия, творческие способности, музыкальный вкус. У воспитанников МБДОУ выявлены высокие умения и навыки игры на музыкальных инструментах. Сформированы навыки исполнения музыкальных произведений в оркестре и в ансамбле.
Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений
Итоги освоения содержания программы воспитанниками
Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребёнка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей и склонностей. Залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах и потребностях каждого ребёнка.
До выхода Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, разработанная мною диагностика включала в себя изучение таких параметров – восприятие музыки, пение, ритмические движения. С 2015 года помимо изучения динамики развития музыкальных способностей, отслеживаю результаты воспитательно-образовательного процесса, обозначенные во ФГОС ДО: проведение мониторинга не по полученным знаниям, умениям и навыкам, а по формируемым всем коллективом педагогов дошкольного учреждения интегративным личностным качествам детей.
Мониторинг освоения детьми образовательной области «Художественно - эстетическое развитие»
Современные цели и задачи дошкольного воспитания обозначены в ФГОС ДО: цель – это формирование общей культуры детей, а задачи образовательной области «Художественно - эстетическое развитие»
включают «развитие музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку, приобщение к музыкальному искусству».
В условиях применения ценностного содержания музыкального образования в соответствии с целью развития общей культуры детей, образовательная область «Художественно - эстетическое развитие», вносит свой весомый вклад в формирование интегративных качеств детей, обозначенных во ФГОС ДО:
• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
• становление эстетического отношения к окружающему миру:
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктвно - модельной, музыкальной и др.).
Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного ее осуществления.
Цель диагностики: изучить особенности проявления у детей музыкальных способностей и начала музыкальной культуры в процессе проведения групповой и индивидуальной диагностики в одной из возрастных групп детского сада.
Форма проведения: групповая и индивидуальная.
Владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения
Самообразование музыкального руководителя, как педагога – это залог его мастерства, профессиональной компетентности.
Я считаю, что система самообразования включает следующие направления:
• изучение и внедрение новых педагогических технологий, форм, методов и приемов обучения;
• посещение занятий коллег, участие в обмене опытом;
• совершенствование своих знаний в области современной психологии и педагогики;
• участие в сетевых проектах, работа на сайтах педагогических сообществ в сети Интернет.
Участие в сетевых проектах, работа на сайтах педагогических сообществ в сети Интернет дает возможность повысить свой профессиональный уровень: добавить свою разработку, познакомиться с материалами других членов сообщества, оставить и получить комментарии. Регистрация на сайте даёт мне возможность общаться с другими членами сообщества, вступать в определённые группы для обмена опытом.
Я тесно сотрудничаю с сайтами:
Название сайта /форума/
Интернет – сообщества Интернет-адрес сайта
В целях улучшения качества своего образования и профессиональной компетенции, для выявления позитивного педагогического опыта по направлениям инновационной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО, я систематически повышаю свой педагогический уровень на курсах повышения квалификации.
Системность повышения квалификации.
Год обучения Тема обучения Кол-во часов Полученный документ
2016 Инновационные процессы в музыкальной педагогике 144 Удостоверение о повышении квалификации
Методическое объединение как средство повышения профессионализма педагогов также весьма эффективная форма работы. Для обеспечения своего роста профессиональной компетентности, повышения профессионального уровня в области музыкального воспитания, входила в состав Алматинского и Новосибирского городских методических объединений педагогов художественно - эстетического цикла.
Методическое объединение по художественно-эстетическому направлению как структурное подразделение муниципальной методической службы создано для решения следующих задач:
- организация повышения квалификации воспитателей и учителей художественно-эстетического профиля;
- изучение нормативной и методической документации по вопросам художественно-эстетического образования;
- отбор содержания и составление учебных программ по предмету с учетом вариативности федеральных и государственных стандартов (учебная и внеурочная деятельность) и федеральных государственных требований (для ДОУ);
- взаимопосещение уроков, занятий по определенной тематике с последующим их самоанализом и анализом достигнутых результатов и др.
Я регулярно посещаю заседания методического объединения художественно-эстетического цикла, круглые столы, совещания, семинары, научно-практические конференции. Неоднократно делилась опытом работы по музыкально-творческому развитию детей дошкольного возраста. Коллегами и руководителем ГМО отмечен высокий уровень представленных материалов, открытых показов.