Лучший педагог года

Порядок организации целостного образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС ДО

Надежда Никитина
Порядок организации целостного образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС ДО

Порядок организации целостного образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС ДО

Добрый день, уважаемые коллеги и студенты!

Вы знаете, что сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития системы дошкольного образования являются документы, представленные на слайде. (СЛАЙД 2)

Публикация «Порядок организации целостного образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС ДО» размещена в разделах

Знакомясь с публикациями авторов и разработчиков Стандартов, мы не раз находили материалы, касающиеся моделей организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. И нам хорошо знакомы три из них, представленные на слайде. (СЛАЙД 3)

Первая модель – учебная. Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по принципу разделенных учебных методик, каждая из которых имеют свою логику построения. Модель рассчитана на заблаговременное жесткое программирование образовательной среды в виде методик. Образовательный процесс осуществляется в дисциплинарной школьно-урочной форме. Предметная среда обслуживает занятие - методику и приобретает вид «учебных пособий».

Вторая модель - комплексно-тематическая. В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности, «проживание» ее ребенком, подталкивает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской. Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу. Однако в целом образовательный процесс направлен скорее, на расширение представлений ребенка об окружающем мире, чем на его развитие. Такая модель, больше подходит к требованию современного дошкольного сообразования, но не отвечает им в полном объеме.

Третья модель - предметно-средовая. Это такая модель, когда содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду. Взрослый является организатором предметной среды, подбирает автодидактический и развивающий материалы, провоцирует поиск и фиксирует ошибки ребенка. Классический вариант этой модели – система М. Монтессори. Ограничение образовательной среды только предметным материалом и ставка на саморазвитие ребенка в этой модели приводит к утрате систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты дошкольника. При этом, как и учебная, данная модель технологична и не требует творческих усилий от взрослого.

При конструировании своей, оптимальной модели образовательного процесса возможно использование положительных сторон второй и третьей модели, (СЛАЙД 4) а именно: комплексно-тематической и предметно-средовой моделей, в которых обозначена партнёрская ненавязчивая позиция воспитателя, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала. Именно такие позиции и отвечают сегодня стандартизации дошкольного образования и нам педагогам более близки.

Принимая такую оптимальную модель образовательного процесса в переходный период введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, у педагогов детских садов, конечно же, возникает ряд закономерных вопросов: (СЛАЙД 5) «Изменится ли собственно образовательный процесс и «Чем отличаются занятия от непосредственно образовательной деятельности

Отвечая на первый вопрос, можно привести в пример знакомое ранее утверждение: «Учитель - учит, а воспитатель – воспитывает», которое именно сегодня говорит о нецелесообразности разделения этих двух процессов. А ведь так было прежде. Сегодня же они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому, цитируя Стандарт (СЛАЙД 6, акцентирую Ваше внимание на кардинальные изменения в организации образовательного процесса. Сегодня он должен быть целостным! И в каждом детском саду должен иметь свою уникальность и специфичность. (СЛАЙД 7)

Сегодня педагог, в целостном образовательном процессе просто обязан обеспечить каждому ребенку возможность удовлетворять потребности и развивать способности, сохранять свою индивидуальность и самореализовываться в различных видах детской деятельности.

Сегодня, нам педагогам, необходимо простроить целостный образовательный процесс таким образом, чтобы: (СЛАЙД 8)

• уйти от жестко регламентированного обучения школьного типа;

• обеспечить взаимосвязь непосредственно образовательной деятельности с повседневной жизнью ребенка, со всеми видами детской деятельности;

• использовать цикличность и проектный характер содержания образования;

• использовать такие методы и приемы, включающие элементы проблемности, задачи открытого типа, имеющих разные варианты решений которые бы обеспечивали развитие мышления и воображения детей, включали их в поисковую познавательную деятельность;

• обеспечить возможность ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него, осваивая диалогические формы общения, тем самым развивая активность и инициативность;

• создавать такую развивающую предметную среду, чтобы она могла моделировать и инициировать содержание детской деятельности;

• а самое главное, создать условия для формирования детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности.

Вместе с тем, целостный образовательный процесс должен обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей.

Далее, давайте вместе найдем ответ на второй вопрос. (СЛАЙД 9)

Чем же отличаются занятия от непосредственно образовательной деятельности? Главное отличие, заключается в обновлении структуры и форм организации всего образовательного процесса, в его индивидуализации, изменении позиции взрослого по отношению к детям. А главная особенность организации образовательной деятельности : уход от учебной деятельности, то есть занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста, включение в процесс информационно коммуникативных технологий, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Таким образом, «занятия» приобретают форму специально организованных видов детской деятельности, в которых дети активны, общаются, приобретают опыт взаимодействия в окружающем мире, становятся успешными. Но это ни в коем случае не исключает процесс обучения. Конечно же, он остается. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым». А таблица, представленная на слайде, поможет нам еще раз убедиться в этом. (СЛАЙД 10)

Итак, в «старом» обучении занятие являлось основной формой работы с детьми. В «новом» обучении основной формой работы с детьми являются различные виды детской деятельности.

Раньше образовательный процесс был регламентирован. Сейчас же образовательный процесс предполагает внесение изменений и корректив с учетом потребностей и интересов детей.

Следующее различие заключается в модели организации образовательного процесса. А именно переход от учебной модели к совместной деятельности взрослого и ребенка.

Далее, пятым отличительным компонентом является сам ребенок, которым всегда управлял и руководил взрослый, таким образом, ребенок являлся объектом. В «новом» же обучении ребенок и взрослый являются равными по значимости. Они становятся субъектами взаимодействия.

Прежде, в «старом» обучении активность взрослого была выше, чем активность ребенка. В «новом» обучении - активность ребенка, по крайней мере, не меньше, чем активность взрослого.

Далее по таблице мы видим, ранее все дети обязательно должны были присутствовать на занятии. Сейчас же допускаются, так называемые, свободные «вход» и «выход» детей. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом, вправе потребовать такого же уважения к участникам этого совместного дела.

Следующее существенное отличие состоит в том, что педагогами применялись в основном, так называемые, прямые методы обучения, т. е., новый материал предлагался небольшими «порциями», периодически проверялось его усвоение, повторно объяснялись сложные моменты. Характерной чертой «нового» обучения является применение в основном опосредованных методов обучения. Сущность его в том, что педагог изучает уровень обученности и воспитанности детей, знает их интересы; наблюдает тенденции развития, видит малейшие ростки нового в ребенке.

Поэтому сегодня педагогам важно создавать условия, благодаря которым дети могли бы проявить свою компетентность в том или ином вопросе, рассказать другим о том, что знают, научить тому, что умеют делать сами.

И еще одно, немаловажное отличие в процессах обучения : это постановка мотивов обучения на занятии. Ранее они были внешними и, как правило, не связанными с интересом детей к самой учебной деятельности. «Удерживал» детей на занятии авторитет взрослого. Именно поэтому педагоги зачастую «украшали» занятие наглядностью, игровыми приемами, введением персонажей, для того, чтобы облечь учебный процесс в привлекательную для дошкольников форму.

На современном этапе «новое» обучение призвано создавать внутреннюю мотивацию. Это означает, что мотивы обучения через организацию детских видов деятельности связаны, в первую очередь, с интересом детей к этим видам деятельности, к тому, что ребенок создает, тому, где ребенок действует самостоятельно или совместно с взрослыми или сверстниками, что побуждает интерес и желание ребенка к деятельности, способствует его развитию.

А чтобы это именно так и проходило, уместно воспользоваться характеристиками организации непосредственно образовательной деятельности в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, представленными Надеждой Александровной Коротковой, которые Вы видите на слайде. (СЛАЙД 11)

На разных этапах непосредственно образовательной деятельности партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом.

Воспитатель исподволь задает развивающее содержание, способы деятельности, предлагает свою идею или свой результат для детской критики, проявляет заинтересованность в результате детей; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное обращение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем.

При соблюдении некоторых правил организации целостного образовательного процесса, представленных на слайде, (СЛАЙД 12) общий успех – обеспечен.

Уметь договориться на берегу!

Педагог с ребенком договаривается о желании ребенка участвовать в совместной деятельности. И, если ребенок эмоционально настроен на предлагаемое дело, учтены его интересы и правильно подобрано содержание, проблем присоединения к совместной деятельности просто не возникает!

Создать мотивацию!

Непосредственная мотивация обусловлена потребностью ребенка в новых впечатлениях, что является движущей силой его развития.

Уметь организовать рабочее пространство!

Очень важно продумать и рационально расположить оборудование и размещение всех участников образовательного процесса. Создать удобство и комфорт каждому, условия свободного перемещения по группе.

Предоставить возможность выбора! Выбора во всем: в средствах, в способах, объемах работы и формах деятельности.

Не торопить и не подгонять! Дать возможность в своем темпе завершить дело. Осмысленность для ребенка, предлагаемой взрослым деятельности - главный залог развивающего эффекта.

Публикации по теме:

«Говорящая» среда как технология организации образовательного процесса в старшей группе«Говорящая» среда как технология организации образовательного процесса в старшей группе Уже давно хотела организовать «говорящую» среду в группе, но то времени не хватало, то место подходящее не могла найти. Наконец – то получилось.

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Фотоотчёт об организации образовательного процесса в подготовительной к школе группеФотоотчёт об организации образовательного процесса в подготовительной к школе группе Образовательный процесс в ДОУ – это специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитанника с целью реализации задач воспитания.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Порядок организации целостного образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС ДО
Опубликовано: 6 июня 2024 в 07:33
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Порядок организации целостного образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС ДО» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Никитина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 июля. День семьи, любви и верности. Передвижка «День семьи, любви и верности»

Праздник «День семьи, любви и верности» отмечается в России 8 июля. Он посвящен самому важному чувству на свете — любви, которая является основой крепких и счастливых браков.

7 июля. День Иваны Купалы. Передвижка «Праздник Ивана Купалы»

 День Ивана Купалы — старинный народный праздник со своими традициями и обрядами. Расскажем детям, как отмечали Купальскую ночь их предки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД