Елена Морозова
Понятие «успешность ребенка» в контексте реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития системы образования проблема успешности дошкольников считается приоритетной.
Согласно указу Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (1) и утвержденному государственному национальному проекту «Образование» (4) в России происходит социальное обновление образовательной системы. В перечне национального проекта «Образование» имеется федеральный проект «Успех каждого ребенка», который активно реализуется и в дошкольной образовательной организации.
Публикация «Понятие „успешность ребенка“ в контексте реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» является одним из основных проектов, реализующимся в рамках национального проекта «Образование». Данный проект направлен на развитие успешности каждого ребенка. В проекте подчеркивается, что успех дошкольника - это достижение им определённого результата, даже в случае преодоления им каких-либо сложностей; признание личности дошкольника в целом).
На современном этапе развития системы дошкольного образования возрос интерес к проблеме развития детской личности. Современное общество выдвигает качественно новые требования к самосознанию растущего ребенка. Главными принципами дошкольной организации считаются создание условий для повышения его доступности, качества и действенности, успешности дошкольника, при котором сохраняются лучшие традиции и накопленный опыт дошкольного образования по разным направлениям деятельности. Иначе говоря, дошкольное образование при переходе на новый качественный уровень, а также успешная реализация проекта «Успех каждого ребенка» не может происходить без разработки современных стратегий и подходов к воспитанию и развитию дошкольников.
В настоящее время идет поиск новых путей сотрудничества дошкольной образовательной организации с дополнительным образованием, а также разработки современных стратегий и подходов к воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.
A.C.Белкин утверждает, что в процессе реализации федерального проекта, который помогает детям дошкольного возраста стать активными участниками образовательного и воспитательного процессов, становится инструментом формирования личности ребенка-дошкольника, развития способностей и выявление талантов, всеобщности, направленной на самоопределение, а также дети дошкольного возраста приобретают необходимые навыки. Дошкольники начинают внимательнее относиться друг к другу, руководствуясь при этом не столько личными мотивами, сколько определёнными нормами).
ФГОС ДО ставит перед воспитателями задачу - создать благоприятные условия для развития и формирования успешности дошкольника, его способностей, творческого потенциала, реализацию ситуации успеха).
B.Ф. Биркенбиль утверждает, что успех - это «оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами её деятельности. В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе»).
Белкин A.C. рассматривает успех с психологической точки зрения. Он считает, что успех – это «переживание состояния удовлетворения, радости от достигнутого результата деятельности личности, совпадающего с планируемым, ожидаемым результатом, иначе говоря, с уровнем притязаний, или превосходящим его»).
A.A. Андреева рассматривает успех, как один из факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. По его мнению, этот процесс дает дошкольнику возможность поверить в себя и свои способности; избежать ошибок; поддерживает дошкольника при неудачах. А. А. Андреева утверждает, что для формирования успешности дошкольника, педагогам и родителям необходимо изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Взрослые должны обращать внимание не только на ошибки и плохое поведение дошкольников, но и сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает).
Если рассматривать успех с точки зрения педагогики и психологии, применительно к детям дошкольного возраста, то можно сказать, что успех - это оптимальное соотношение между ожиданиями дошкольника и людьми из его непосредственного окружения, а также результатами его деятельности. Успех реален тогда, когда ожидания и результаты совпадают или превосходят ожидания.
Г. Ю. Мяксютова утверждает, что успешность – это качество личности, которое позволяет достичь позитивно высоких результатов в овладении социальными ролями, в разных видах деятельности и общении и имеющее общественное признание. По его мнению, успешность - это результат благотворного формирования личности дошкольника, удовлетворения потребностей и реализации заложенных задатков и способностей).
К. Абульханова-Славская считает, что в качестве субъекта личность творит, создает самое себя, становясь автором собственных изменений и преобразований. В результате этих изменений личностная активность человека проявляется в возникновении собственного отношения к деятельности, “создание собственного стиля её осуществления”. Деятельность приобретает для личности особую ценность, которая выражается в возможности самовыразиться, проявить свои способности и творчество, а основной потребностью индивидуальности становится потребность выразить себя в деятельности).
A.B. Петровский в процессе теоретических исследований доказал, что развитие личности - это процесс формирования у дошкольника способности быть субъектом собственной жизни. Источником развития и утверждения личности в детском возрасте считаются противоречия между потребностью ребенка в персонализации и объективной заинтересованностью референтной общности принимать проявления его индивидуальности).
По мнению отечественных исследователей, в том числе Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, C.Л. Рубинштейна, раскрытие внутренних возможностей человека происходит в разных видах деятельности. Особое место в их ряду занимает творчество, продуктивная деятельность (15, с. 78).
Важность развития для становления личности и успешности в деятельности подчеркивается в работах Ю. Д. Гучевой, И. П. Калошиной, П. П. Крамар, Я. Д. Понамарева, A.Г. Шумилина. Общим для них является признание творческой деятельности не только как процесса создания нового, но и как способа самореализации индивидуальности, её самовыражения и максимальное развитие).
В исследовании T.A.Репиной позиция и положение ребенка в группе изучались в связи с успешностью ребенка в конструктивной деятельности. Было показано, что повышение успешности в этой деятельности увеличивает число положительных форм взаимодействия и повышает социометрический статус ребенка. Успешность в деятельности положительно влияет на активность ребенка в общении и на положение ребенка в группе сверстников. Однако при оценке успешности в какой-либо деятельности важен не столько ее объективный результат, сколько признание этой успешности со стороны окружающих. Если успехи ребенка признаются окружающими, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников).
Как полагает B.C.Мухина, успешность в деятельности повышает активность детей в общении: они начинают реализовывать свои притязания, стремятся быть признанными. Признание других людей повышает активность детей в общении, непризнание, напротив, понижает ее: дети становятся пассивными, перестают общаться со взрослыми и сверстниками. Все это сказывается на положении ребенка в группе).
Анализируя психолого-педагогическую литературу, разные научные теории, подходы и концепции можно утверждать, что в педагогике понятие «успешность» ученые рассматривают в двух направлениях. Первое направление психолого-педагогическое. Представители данного направления понятие «успех» и «успешность» определяют как особые эмоциональные состояния дошкольника, которые отображают его личное отношение, переживание, к деятельности или ее результату. Это направление поддерживают A.C. Белкин, Г. Д. Кириллова, И. А. Ларионова, C.Д. Поляков, B.B. Сериков, Н. Е. Щуркова и др.
Второе направление связано с рассмотрением успешности обучения в ракурсе проблемы результативности, эффективности обучения, качества образования. Изучением этого направления занимаются Ю. K. Бабанский, B.B. Давыдов, B.B. Краевский, И. Я. Лернер, Г. И. Щукина и другие.
Анализ разнообразных подходов к проблеме успешности дошкольников в деятельности и общении дал нам возможность выделить такие качественные показатели состояния успешности, как познавательную активность, самостоятельность и креативность.
Можно отметить, что преимущества национального проекта «Успех каждого ребенка», который является потенциалом для выявления успешных детей, а также оказывает помощь и поддержку одаренным и талантливым дошкольникам, поднимая их на новый уровень индивидуального развития, с учетом индивидуальных потребностей и интересов. Анализ доказывает, что современные дошкольники обладают очень высоким потенциалом и только у педагога, мастера, наставника больше возможностей по раскрытию данного потенциала, таким образом, поднимая дошкольное образование на высокий уровень. Реализации проекта «Успех каждого ребенка», несомненно, является важным шагом в развитии сферы образования. За короткое время были достигнуты определенные успехи и реализация федерального проекта «Успех каждого ребенка» в этом исследовании.
Таким образом, под успешностью в нашем исследовании будем понимать качество личности, позволяющее достигать позитивно высоких результатов в овладении социальными ролями, в разных видах деятельности и общении и имеющее общественное признание. Успешность можно рассматривать как результат благоприятного развития личности ребенка, удовлетворения потребностей и реализации заложенных задатков и способностей.