НАТАЛЬЯ БУНЕСКУ
Понятие «норма» и «социальная норма» с точки зрения определения границы девиантного поведения
▼ Скачать + Заказать документы
Девиация понимается как отклонение от общепринятой нормы поведения в обществе и нарушение закона. Понятие девиации неразрывно связано с понятиями нормы и отклонения от неё. При этом понятие нормы является исходным для изучения любых девиаций. Чтобы понять, что такое девиация необходимо выяснить, что есть норма и отклонение от нормы.
Публикация «Понятие „норма“ и „социальная норма“ с точки зрения определения границы девиантного поведения» размещена в разделах
В энциклопедической философской литературе понятие нормы определено как предписание, разрешение либо запрещение действовать определённым образом. В переводе с латинского языка «норма» – это правило, образец, предписание.
Уже на заре формирования науки, в том числе философской, древнегреческие мыслители, изучая жизнь человека неразрывно от общества, пытались дать определение нормы. Платон, Аристотель в качестве нормы рассматривают справедливость. При этом, Аристотель понятие нормы видит как нечто среднее между «избытком» и «недостатком». К середине же, «заслуживающей одобрения», он относит такие качества, как щедрость, благородство, широта, негодование, уравновешенность. Другие, как Протагор, в качестве основной единицы измерения нормы определяют человека. Протагор указал на то обстоятельство, что «человек есть мера всех вещей» и выделил в нём плохое и хорошее.
Нормы формируют привычки, обычаи, традиции. В большинстве современных обществ наиболее важные и значимые нормы обретают правовой статус и закрепляются в законах.
Социальные нормы являются критерием оценки поведения человека в различных ситуациях, оценки его действий и поступков в процессе различных видов деятельности и общения. Часто на страницах различных научных изданий можно встретить понятие социально – нравственные нормы.
Социальная норма – это исторически сложившаяся в конкретном обществе мера, предел, интервал допустимого в поведении или деятельности людей, социальных групп или организаций. В современном реформируемом российском обществе, где разрушены одни нормы и не оформились до конца другие нормы, проблема формирования, толкования и применения социальных норм становится чрезвычайно сложным делом. Существуют различные точки зрения на проблему социальной нормы.
По мнению Иванова В. Н. (1995) социальная норма -это необходимый и
относительно устойчивый элемент социальной политики, выполняющий роль
инструмента социального регулирования и контроля.
Понятие «социальная норма» имеет широкий диапазон определённых параметров. Социальные нормы исторически изменчивы. То, что вчера считалось нормой, сегодня может ей не являться и наоборот. В реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы даже на уровне теории другие, как отмечает А. И. Атоян, есть достаточно оснований утверждать, что происходит интерференция (наложение) старых и новых правовых отношений, при которой старые структуры могут выполнять функции новых, а новые -служить для реализации прежнего правого потенциала.
В кризисные моменты скачкообразного развития государства преступность получает невиданный импульс. Нормы, выработанные в криминальной среде, становятся доминантными и сами, будучи порождением безнравственности, начинают свою работу по выработке соответствующих безнравственных идеалов, отмечает в процессе своих исследований по проблеме социальной нормы Иванов Н. Г.
Неопределенность в критериях, в границах дозволенного, по мнению Иванова В. Н., отсутствие ясных и понятных процедур и мер ответственности за содеянное объективно способствует расширению «поля девиантности», обусловливая «размытость» его границ. В самой острой форме девиантность
выступает как преступность, как посягательство на социально- политические и нравственные устои общества, личную безопасность и благополучие его граждан.
Под влиянием объективных условий и субъективных моментов каждый человек вырабатывает и реализует свою индивидуальную систему норм, которая частично может совпадать с существующими в обществе представлениями о нормах, а частично может противоречить им. Из всей совокупности социальных норм человек усваивает лишь часть из них, те, которые из общественного сознания перешли в индивидуальное, осознаны им как необходимые.
Понятие нормы нам необходимо для того, чтобы определить, какое поведение можно считать от неё отклоняющимся, т. е. девиантным. Однако на этом пути встречается ряд сложностей. Необходимо учитывать целый ряд факторов: ситуативность - одно и то же поведение в различных социальных ситуациях может быть отклоняющимся или нет; фактор времени – с течением времени меняется отношение к разным видам деятельности; рассогласование нормативных структур различных социальных систем -одно и то же поведение в различных нормативных структурах может быть отклоняющимся или нет; распространенность - в каждой стране существуют различия в нормативных
правовых институтах.
Главным критерием девиаций общепринято считать нарушение социально- нравственных норм. В качестве точки отсчёта «нормы» рассматриваются либо ожидания общества по отношению к поведению человека, либо эталоны и образцы общепринятого поведения. Сущность девиантного поведения определяется также с точки зрения его причин. По этому поводу среди учёных ведутся многочисленные споры. Хотелось бы подчеркнуть, что девиантное поведение –это явление, на возникновение которого оказывает влияние совокупность взаимодействующих факторов, поэтому проблема девиантности – междисциплинарная проблема, то есть должна рассматриваться не только с социальной точки зрения, но и с биологической и психологической. Возьмём, к примеру, употребление алкоголя детьми и взрослыми в России. Кто может точно определить, под воздействием какого фактора дети проявляют интерес к различным спиртным напиткам? Представляется вероятным, что национальная культура внушает
многочисленные модели поведения в различных жизненных обстоятельствах, предлагая способы разрешения возникающих в жизни человека проблем, которые затем через посредство тонких психологических механизмов могут воздействовать на личность.
Жизнь человека протекает в определенном социокультурном пространстве и времени и сопровождается множеством социальных контактов
в различных ситуациях. Поведение человека может быть адекватным возникающим ситуациям только тогда, когда произошла интериоризация личностью множества норм, принятых в конкретном обществе. Естественно, что при объективных условиях и субъективных мотивах человек вырабатывает и реализует свою систему норм и ценностей. В случае совпадения индивидуальных и общепринятых нормативных представлений они будут выступать регулятором его поведения, в случае несовпадения –
причиной, вызывающей отклонения. Таким образом, девиантное поведение мы рассматриваем как отклоняющееся от принятых в данном обществе,
социальной среде, ближайшем окружении, группе социально-нравственных норм и ценностей нарушение процесса усвоения и воспроизводства этих норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации человека в том обществе, к которому он принадлежит.
Что мешает конкретной личности адекватно усвоить общепринятые социальные нормы и ценности того общества, в котором человек живет?
Можно предположить, что это так называемое «жизненное поле» человека. Жизненное поле человека –это его деятельностное пространство, представленное различными сферами: досуговой, семейной, профессиональной, коммуникационной, сферой реализации интересов и т. д. Чем больше сфер включено в жизненное поле человека, тем больше у него возможности получения социально –одобряемых нормативных образцов поведения. Ограниченность жизненного поля одной –двумя сферами сужает нормативно – информационное пространство, способствуя формированию собственной нормативной базы не всегда совпадающей с общепринятой.
Ещё с глубокой древности нарушение социальных, а в дальнейшем и социально-правовых норм, люди связывали с дурными привычками, недостатком воспитания, низкой моралью, то есть, искали причины девиантных проявлений.