Бодарева Эвелина Викторовна
Понятие коррекции развития личности при нарушениях зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие коррекции развития
личности при нарушениях зрения
Компенсаторные приспособления лежат в основе коррекции.
отклонений, возникающих в развитии ребенка вследствие нарушения зрения. Слово "коррекция" происходит от латинского "correctio", что означает улучшение, исправления. В дефектологическом плане коррекция :
Публикация «Понятие коррекции развития личности при нарушениях зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- совокупность педагогических и лечебных средств, направленных на
улучшение целостного процесса развития ребенка и исправление этого процесса;
исправление отдельных отклонений в развитии детей.
Первое из указанных толкований коррекции является широко дефектологическим, второе — связанная с использованием термина коррекция в узком смысле (“коррекция зрения” – применение оптических средств для улучшения зрительной функции;
"коррекция зрительного восприятия" - применение педагогических мероприятий для улучшение восприятия визуальной информации и др.).
Что касается осуществления положительных влияний на развитие личности ребенка, имеющая психофизические нарушения современная дефектология использует понятие "Коррекционно-воспитательная работа". Этот процесс осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях: а) исправление недостатков в той или иной сфере развитии ребенка; б) содействие дальнейшему развитию личности.
Осуществление коррекции является специфической и очень важной задачей специальных учебных заведений, поскольку от качества коррекционно-воспитательной работы зависит успешность развития компенсаторных процессов. Коррекционная работа связана с обучением и воспитанием детей и пронизывает всю систему деятельности специальных заведений. Коррекционная работа наиболее эффективна, если она построена на, понятном, доступном (но не слишком облегченном) содержательном материале, когда дети осознают важность его усвоения. Поэтому целесообразнее всего осуществлять коррекцию развития в процессе формирования у детей с нарушениями зрения общеобразовательных и трудовых умений и навыков, предусмотренных учебными программами, а также во время интересных, содержательных и воспитательных мероприятий, отвечающих возрастным особенностям детей. Но в специальных заведениях для детей с нарушениями зрения предусмотрено также дополнительные индивидуально-групповые занятия лечебно-коррекционного характера (занятия по развитию и сохранению остаточного зрения, занятия по лечебной физкультуры, логопедические и т. п.).
Коррекция предполагает комплексное влияние на разные стороны развития аномального ребенка, поскольку наличие зрительного дефекта не означает изолированного выпадения одной функции, а создает целостную картину атипичного развития, более или менее выраженно охватывает различные сферы личности.
Коррекционные усилия направляются на устранение недостатков и развитие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, физических, моторно-двигательных качеств, речи и личности ребенка в целом.
Средства коррекции основываются на максимальном использовании сохраненных возможностей ребенка, постепенно позволяет активизировать нарушенные или недоразвитые функции. Главный акцент в коррекции делается на формировании у детей высших психических процессов (анализирующего целенаправленного восприятия, логического мышления, осознанных интересов, воспроизводящего и творческого воображения, произвольного запоминания, адекватного речевого отображения действительности и т. д., поскольку они играют ведущую роль в общем психическое развитие человека.
Важнейшим в коррекционной работе является обеспечение осознанного, активного, заинтересованного и самостоятельного (что не исключает, конечно, необходимой педагогической помощи) выполнение детьми разнообразных игровых, учебных и трудовых задач в условиях специальной организации их предметно- практической, мыслительной и речевой деятельности с учетом типологических особенностей развития разных категорий аномальных детей, в том числе слепых и слабовидящих, их возрастных особенностей, индивидуальной специфики развития каждого ребенка.
Развитие теории коррекции в отечественной дефектологии методологически базируется:
- на понимании развития личности как системного процесса качественных изменений;
- признании ведущей роли факторов среды (главным образом,
педагогических) в таком развитии, но с учетом биологически обусловленной
его специфика;
— положениях об активности субъекта в отражении действительности, что
детерминировано как биологически, так и социально;
— положениях о формировании внутренней психической деятельности на
основе внешней предметно-практической, осуществляемой в прямой или
опосредованное (через знаковую форму) взаимодействия с другими людьми;
— учение о пластичности высшей нервной деятельности, ее значительные
компенсаторные возможности
Таким образом, коррекция направлена на вторичные признаки, на создание таких условий, в которых они могут быть исправленными или таких, в которых они бы не возникали (т. е. их профилактику, для формирования положительных качеств личности, компенсирующие в той или иной степени недостаточность, вызванную сенсорным возбуждением.
В тифлопедагогике коррекционно-воспитательная работа предполагает осуществление положительных влияний на весь процесс протекания развития слепой или слабовидящей ребенка. Да, одни качества, которые уже сформировались неверно с недостатками, надо исправлять, а другие качества, которые еще не сформированы, требуют целенаправленного воспитательного воздействия на ход их развития.
Коррекции в процессе развития слепого или слабовидящего ребенка подлежат:
- познавательная сфера (ощущение и восприятие, память, мышление, речь, представление, воображение, специфика развития которых опосредована качеством зрительного восприятия);
качества личности, а именно устойчивая совокупность ее свойств и черт;
— физическое развитие. (по данным Ермакова В. П., у слабовидящих мальчиков в 59,2% случаев встречаются нарушения осанки; у девочек в 58%, в то время когда у детей, видящих нормально, соответственно 20% и 14%; значительно чаще у первых встречается насморк).
Коррекционная работа пронизывает всю систему деятельности специальных заведений для детей с глубокими нарушениями зрения.