МААМ-картинки

Понятие коррекции развития личности при нарушениях зрения

Бодарева Эвелина Викторовна
Понятие коррекции развития личности при нарушениях зрения
▼ Скачать + Заказать документы

Понятие коррекции развития

личности при нарушениях зрения

Компенсаторные приспособления лежат в основе коррекции.

отклонений, возникающих в развитии ребенка вследствие нарушения зрения. Слово "коррекция" происходит от латинского "correctio", что означает улучшение, исправления. В дефектологическом плане коррекция :

Публикация «Понятие коррекции развития личности при нарушениях зрения» размещена в разделах

- совокупность педагогических и лечебных средств, направленных на

улучшение целостного процесса развития ребенка и исправление этого процесса;

исправление отдельных отклонений в развитии детей.

Первое из указанных толкований коррекции является широко дефектологическим, второе — связанная с использованием термина коррекция в узком смысле (“коррекция зрения” – применение оптических средств для улучшения зрительной функции;

"коррекция зрительного восприятия" - применение педагогических мероприятий для улучшение восприятия визуальной информации и др.).

Что касается осуществления положительных влияний на развитие личности ребенка, имеющая психофизические нарушения современная дефектология использует понятие "Коррекционно-воспитательная работа". Этот процесс осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях: а) исправление недостатков в той или иной сфере развитии ребенка; б) содействие дальнейшему развитию личности.

Осуществление коррекции является специфической и очень важной задачей специальных учебных заведений, поскольку от качества коррекционно-воспитательной работы зависит успешность развития компенсаторных процессов. Коррекционная работа связана с обучением и воспитанием детей и пронизывает всю систему деятельности специальных заведений. Коррекционная работа наиболее эффективна, если она построена на, понятном, доступном (но не слишком облегченном) содержательном материале, когда дети осознают важность его усвоения. Поэтому целесообразнее всего осуществлять коррекцию развития в процессе формирования у детей с нарушениями зрения общеобразовательных и трудовых умений и навыков, предусмотренных учебными программами, а также во время интересных, содержательных и воспитательных мероприятий, отвечающих возрастным особенностям детей. Но в специальных заведениях для детей с нарушениями зрения предусмотрено также дополнительные индивидуально-групповые занятия лечебно-коррекционного характера (занятия по развитию и сохранению остаточного зрения, занятия по лечебной физкультуры, логопедические и т. п.).

Коррекция предполагает комплексное влияние на разные стороны развития аномального ребенка, поскольку наличие зрительного дефекта не означает изолированного выпадения одной функции, а создает целостную картину атипичного развития, более или менее выраженно охватывает различные сферы личности.

Коррекционные усилия направляются на устранение недостатков и развитие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, физических, моторно-двигательных качеств, речи и личности ребенка в целом.

Средства коррекции основываются на максимальном использовании сохраненных возможностей ребенка, постепенно позволяет активизировать нарушенные или недоразвитые функции. Главный акцент в коррекции делается на формировании у детей высших психических процессов (анализирующего целенаправленного восприятия, логического мышления, осознанных интересов, воспроизводящего и творческого воображения, произвольного запоминания, адекватного речевого отображения действительности и т. д., поскольку они играют ведущую роль в общем психическое развитие человека.

Важнейшим в коррекционной работе является обеспечение осознанного, активного, заинтересованного и самостоятельного (что не исключает, конечно, необходимой педагогической помощи) выполнение детьми разнообразных игровых, учебных и трудовых задач в условиях специальной организации их предметно- практической, мыслительной и речевой деятельности с учетом типологических особенностей развития разных категорий аномальных детей, в том числе слепых и слабовидящих, их возрастных особенностей, индивидуальной специфики развития каждого ребенка.

Развитие теории коррекции в отечественной дефектологии методологически базируется:

- на понимании развития личности как системного процесса качественных изменений;

- признании ведущей роли факторов среды (главным образом,

педагогических) в таком развитии, но с учетом биологически обусловленной

его специфика;

— положениях об активности субъекта в отражении действительности, что

детерминировано как биологически, так и социально;

— положениях о формировании внутренней психической деятельности на

основе внешней предметно-практической, осуществляемой в прямой или

опосредованное (через знаковую форму) взаимодействия с другими людьми;

— учение о пластичности высшей нервной деятельности, ее значительные

компенсаторные возможности

Таким образом, коррекция направлена на вторичные признаки, на создание таких условий, в которых они могут быть исправленными или таких, в которых они бы не возникали (т. е. их профилактику, для формирования положительных качеств личности, компенсирующие в той или иной степени недостаточность, вызванную сенсорным возбуждением.

В тифлопедагогике коррекционно-воспитательная работа предполагает осуществление положительных влияний на весь процесс протекания развития слепой или слабовидящей ребенка. Да, одни качества, которые уже сформировались неверно с недостатками, надо исправлять, а другие качества, которые еще не сформированы, требуют целенаправленного воспитательного воздействия на ход их развития.

Коррекции в процессе развития слепого или слабовидящего ребенка подлежат:

- познавательная сфера (ощущение и восприятие, память, мышление, речь, представление, воображение, специфика развития которых опосредована качеством зрительного восприятия);

качества личности, а именно устойчивая совокупность ее свойств и черт;

— физическое развитие. (по данным Ермакова В. П., у слабовидящих мальчиков в 59,2% случаев встречаются нарушения осанки; у девочек в 58%, в то время когда у детей, видящих нормально, соответственно 20% и 14%; значительно чаще у первых встречается насморк).

Коррекционная работа пронизывает всю систему деятельности специальных заведений для детей с глубокими нарушениями зрения.

Публикации по теме:

Логопедические игры для коррекции речевого развития «Дарим жизнь старым кассетам»Логопедические игры для коррекции речевого развития «Дарим жизнь старым кассетам» В своей работе логопеды часто используют разного рода предметы. Для того чтобы занятие сделать более интересным, насыщенным, я использую.

«Творчество, как один из показателей развития личности».«Творчество, как один из показателей развития личности». «Творчество – один из существенных показателей развития личности, а воображение – основа творческой деятельности». (А. Н. Леонтьев) Открытие.

Гимнастика с использованием тренажеров для профилактики и коррекции нарушений зренияГимнастика с использованием тренажеров для профилактики и коррекции нарушений зрения Всемирный день зрения отмечается во второй четверг октября по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Эта дата отмечена.

Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенкаИгры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Дошкольный возраст.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Консультация для воспитателей «Самообразование педагога как одно из условий развития личности» «Настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается, когда человек прощается со всеми школами» Д. И. Писарев Важнейшим.

Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Цель: Моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей;.

Положительное эмоциональное состояние ребёнка — важное условие развития его личности Как эмоционально чувствует себя малыш в детском саду и дома – это очень важно, так как от этого зависит его личностное развитие. Взрослому.

Родительское собрание «Условия развития личности дошкольного возраста» Цель: расширение представления родителей о факторах эмоционального и социального развития детей; познакомить с программой развития детей,.

Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнкаРоль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Понятие коррекции развития личности при нарушениях зрения
Опубликовано: 1 апреля 2023 в 19:18
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Понятие коррекции развития личности при нарушениях зрения» (включая файлы) размещена пользователем Бодарева Эвелина Викторовна (УИ 2838168) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД