ВАЛЕНТИНА ГАВРИЛОВА
Консультация «Понятие «инклюзии» в образовании»
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие «инклюзии» в образовании.
К концу ХХ столетия во многих развитых странах мира веду щей стратегией в развитии образования детей с особыми потребностями стало интегрированное образование, при котором включенным в общеобразовательный процесс детям с ОВЗ создаются дополнительные специальные условия, помощь и поддержка, облегчающие обучение. «Интегративное» образование предполагает создание коррекционных классов в массовых школах и групп в детских садах. Это первый шаг от классической системы специального образования (предполагающей полную сегрегацию «особых» и «нормальных» детей, в сторону образования, признающего различия между людьми как ценность и понимающего каждого человека, как полноправного участника образовательного процесса. Опыт осуществления интегративных программ в России и во всем мире привел к пониманию того, что, с одной стороны, индивидуальный подход, который применяется к детям с ОВЗ, важен каждому ребенку, что найденные в процессе работы методы и способы обучения и воспитания открывают новые перспективы для детей с нормативным развитием. А с другой стороны, стало очевидным, что выделение «особых» классов в школах и групп в детском саду часто ведет к исключению «особых» детей из социальной жизни школы и детского сада, создает определенные барьеры. в общении и взаимодействии детей. Поэтому от идеи интеграции стали переходить к идее инклюзии – совместному обучению и воспитанию детей с разными стартовыми возможностями.
Публикация «Консультация „Понятие „инклюзии“ в образовании“» размещена в разделах
«Инклюзивное» образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе.
Инклюзия – это возможность для всех учащихся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Цель такой (инклюзивной) школы – дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, самого активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым, обеспечивая наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге, как членах сообщества.
Инклюзия
• Внимание направлено на всех детей детского сада, школы
• Изменение условий, образовательной системы : детского сада, школы, с учетом образовательных потребностей детей
• Преимущества получают все дети
• Образовательный процесс строится с помощью творческой командной работы всех его участников: детей, родителей, педагогов, специалистов
• Качественное обучение и воспитание всех детей
• Трансформация социальных условий, включающих всех участников социальной системы
Принципы дошкольного инклюзивного образования
• Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы.
• Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности.
• Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе.
• Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индвидуальных характеристик детей требует комплексного, междисцплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения
• Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды.
• Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи.
Основная цель образовательного учреждения при разворачивании инклюзивной практики
– обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития. Задачи инклюзивного сада : – создание уютного, комфортного пространства для всех.
– создание среды, способствующей гармоничному развитию личности – формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения.
– создание в ДОУ педагогической системы, центрированной на потребностях ребёнка и его семьи. Не ребёнок «вписывается» в существующую систему образования, а сама система образования гибко учитывает приоритеты и возможности разных детей, организуя их в единое сообщество.
– формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный процесс. Деятельность разбивается на этапы в соответствии с решаемыми задачами.
Для организации работы с детьми с ОВЗ необходим спектр специальных программ: для детей с нарушениями интеллекта, нарушениями речевого развития, комплексов методических рекомендаций по проведению занятий с детьми с различной структурой дефекта. Методическое обеспечение должно быть вариативным, ориентированным на психофизиологические особенности, различный запас представлений об окружающем знаний, умений и навыков конкретного ребенка. Методы, средства и формы работы в инклюзивной группе направлены на расширение спектра компетенций ребенка, обеспечение социализации в коллективе сверстников.
Примерный перечень документации, обеспечивающей работу детского сада, имеющего инклюзивные группы :
1. Положение об инклюзивных группах.
2. Приказ учредителя об открытии на базе конкретного дошкольного образовательного учреждения инклюзивной группы.
3. Устав дошкольного образовательного учреждения, в котором указываются конкретные образовательные услуги, предоставляемые учреждением в разделе «Образовательная деятельность» с полным их перечнем.
4. Договор с родителями.
5. Штатное расписание.
6. Должностные инструкции.
7. Приказ по дошкольному образовательному учреждению о создании инклюзивной группы.
Профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход
Требования к воспитателям и специалистам, работающим в инклюзивной группе :
Знают теории развития детей, владеют разнообразными методами обучения и воспитания.
Используют свои знания о развитии детей, а также свои взаимоотношения с детьми и их семьями для того, чтобы понять и оценить многообразие детей в каждой д/с группе и учесть уникальные потребности и потенциальные возможности каждого ребенка.
Обеспечивают обучение и воспитание и модифицируют его таким образом, чтобы удовлетворять различные потребности детей.
Способствуют развитию положительной самооценки детей.
Организация предметно-развивающей среды
В соответствии с ФГОТами большое внимание в образовательной программе должно быть уделено самостоятельной деятельности детей. Для стимуляции детской активности воспитатели могут использовать принципы организации предметно-развивающей среды:
• Среда должна быть безопасной.
• Среда должна быть комфортной и уютной.
• Среда организуется в каждой группе на основе представлений о возрастных закономерностях развития детей в соответствии с их интересами таким образом, чтобы у детей были оптимальные возможности проявлять активность, работать как в сотрудничестве со взрослым, с другими детьми, так и самостоятельно.
• Развивающая среда группы должна быть вариативной, чтобы у каждого ребенка в соответствии с его интересами и возможностями был выбор и возможность реализовать свою инициативу (выбор игрушек, материалов, видов деятельности).
• Среда должна быть информативной.
• Среда должна постоянно обновляться, быть изменчивой вслед за изменением интересов и образовательных потребностей детей.
Воспитатель и специалисты не только подбирают развивающие материалы, но и показывают ребенку, как можно этими материалами пользоваться, если ребенок затрудняется при манипулировании с ними. Воспитатели продумывают разные задания по работе с материалами. Задания могут меняться в зависимости от интересов и потребностей детей. Задания должны учитывать уровень развития ребенка. Основная задача организации предметно-развивающей среды – создание условий для проявления ребенком самостоятельности и активности, поэтому роль педагога состоит в том, чтобы стимулировать эту активность, но не брать на себя ведущую роль.
Организация отношений между участниками образовательного процесса
Для реализации целей инклюзии в ДОУ работают специалисты разного профиля – психологи, дефектологи, логопеды, воспитатели, педагоги дополнительного образования, медицинские работники. Для эффективной работы в инклюзивной группе необходимо выстроить различные схемы организации взаимодействия специалистов. Эти схемы будут зависеть от состава детей инклюзивной группы и определяться сочетанием индивидуальных образовательных планов и Образовательной программой.
Построение в группе инклюзивного процесса детского сада
> Диагностика индивидуальных особенностей детей
> Беседа и анкетирование родителей
> Диагностика развития ребенка
> Наблюдение за поведением в группе
диагностика ориентирована на следующие показатели:
> особенности развития ребенка в настоящий момент;
> ограничения в функционировании и состоянии здоровья, которые ему мешают развиваться;
> сильные стороны ребенка и его родителей;
> потребности ребенка в каждой области развития: физическое, познавательное, социально-эмоциональное, самообслуживание;
> запросы семьи, какие проблемы они видят в развитии и какие задачи ставят;
> возможности среды, в которой живет ребенок.
Диагностика может происходить или одновременно или в соответствии с графиком проведения диагностики каждым специалистом.
Диагностика носит динамический характер, позволяющий корректировать программы в ходе их осуществления и своевременно вы- страивать для ребенка адекватную его изменяющемуся состоянию и актуальным возможностям постепенно усложняющуюся среду.
Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы
Организация жизнедеятельности детей в инклюзивной группе опирается на решение следующих задач:
> создание общности детей и взрослых (вместе мы группа, основанной на уважении и интересе к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;
> формирование умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми);
> формирование умения поддерживать друг друга;
> развитие коммуникативных навыков и культуры общения, создание позитивного эмоционального настроя;
> активизация способности выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности;
> развитие умений и навыков игровой, познавательной, исследовательской деятельности;
> формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.
Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах:
> индивидуальные занятия со специалистами
> активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка)
> совместная деятельность и игра в микрогруппах с другими детьми
> прием пищи
> дневной сон
> фронтальные занятия
> детско-родительские группы
> праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.