Екатерина Шипова
Помощь логопеду. Игры с щёткой для детей с низкой чувствительностью языка, при дизартрии, алалии
▼ Скачать + Заказать документы
Обычно дети не любят, чтобы к ним кто-то особенно чужой залазил в рот, да еще там что-то такое делал! Смельчаков и, правда, немного. А что делать, если подвижность языка низкая? Он не слушается, артикуляционную позу для определенного звука ребёнок удержать не может. Для того чтобы приучить язычок трудиться и развить его чувствительность, я придумала игры с зубной щеткой. Обязательное условие чтобы щетка была новая, так как из той, что в пользовании у ребенка выкрашиваются остатки пасты и малышу неприятно. Итак, приступаем к превращениям! Достаю щетку говорю ребенку: «Как ты думаешь, что это?» Конечно, все отвечают, что это щетка. И это верно. Далее я предлагаю превратить ее кого-либо. Конечно же, все дети охотно соглашаются! Мы говорим заклинанье: «Абли-крабли-бумс.» И вот он - волшебный процесс, в который так легко вовлекается ребёнок!
Публикация «Помощь логопеду, Игры с щёткой для детей с низкой чувствительностью языка, при дизартрии, алалии» размещена в разделах
Игра 1. «Великан»
Итак, наша щетка превращается в великана. Я прошу достать язычок распластать его, чтобы великан мог ходить по язычку. Надавливающими движениями щетиной о язык ходит Папа- великан, при этом озвучивая: «Топ-топ идет Папа-великан». Затем идет Мама-великан, цокая каблучками. Потом дочка или сыночек, в зависимости от того, с кем я работаю сейчас мальчик это или девочка. Ребенок – великан, конечно, веселится, озвучиваю: «Прыг-прыг». И так мы можем перебирать всех членов семьи в зависимости от того, кто есть у данного ребенка. Это может быть бабушка идет: «шик-шик», это может быть братик или собачка «прыг, гав или что-то ещё». Важно учитывать, что пока вы делаете какие-либо манипуляции с языком ребенка, он не может говорить, поэтому говорите вы! Чтобы ребенок был включен в совместный процесс, я периодически его спрашиваю о чем-либо. Например, кто сейчас пойдет? Ребенок отвечает: «Кошечка». Таким образом, он участвует в диалоге и имеет возможность проглотить слюну, передохнуть и снова с удовольствием открыть рот. Я добавила к игре «Великан» формирование умения удерживать язык вверху на альвеолах, для последующей постановке Р, Л. То есть прошу поднять язык к верхним зубам, как правило он не слушается и придерживая по началу щеткой удерживаю его так. Затем, когда хоть как-то получается ребенком удержать язык наверху, я провожу щеткой вверх или вниз, в зависимости от тонуса языка, для того чтобы натренировать мышцы удерживать язык за верхними зубами.
Игра 2. «Дворник»
Идет сердитый дворник и подметает за великанами, он ворчит и говорит: «Я за всеми прибираю, все я чисто подметаю». И здесь, в зависимости от тонуса языка провожу движениями «елочкой», полосками вдоль, поперёк вверх к корню языка или вниз. Так же щеточкой провожу по краю языка на столько, на сколько позволяет высунутый язык ребенка охватить кромочку.
Игра 3 «Помощники».
Спрашиваю: «Умеешь помогать маме, папе? Вот сейчас и проверим!»
Помогаем папе забивать гвозди. Держу щетку на расстоянии вытянутого языка ребенка. Ему нужно дотянуться до щетины кончиком языка, дотянутся я озвучиваю: «Тук». И так далее 4-5 гвоздей забиваем. Затем помогаем маме гладить бельё. Переворачиваю щетку гладкой стороной, перемещаю её вокруг губ, чтобы ребенок старался дотянуться до нее, проводя языком по всей поверхности обратной, гладкой стороны щетины. Конечно, озвучиваю, что мы погладили для мамы: юбку, платье или платочек.
Таким образом, играя в эти незатейливые игры, я достигаю решения нескольких задач:
1. Установления доверительного контакта с новым ребенком.
2. Снижается или исчезает совсем тревожность ребенка по поводу дальнейшего массажа языка, применения зондов.
3. Подвижность языка увеличивается как после 2-3 курсов массажа.
4. Ребенок с удовольствием закрепляет умение дома, показывая родителям как играть щеткой.
5. У ребенка появляется произвольное управление мышцами языка для выполнения определенной артикуляционной позы.
Список литературы:
1. Никитин Б. Н. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - М. : Просвещение, 1991. - 160 с.
2. 6. Сластёнин В. А. - М. : Магистр-Пресс, 2000. - 488 с.
3. 7. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. - М. : Академия педагогических и социальных наук, Московский психолого-социальный институт, 1995. - 414 с.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М. : Просвещение, 1985.
5. 16. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения от года до семи лет. - М., 1992.