Екатерина Бойко
Помощь детям с ОВЗ и родителям в период адаптации в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Для успешной адаптации детей с ОВЗ к общественной жизни важно оказать правильную психолого-педагогическую помощь, а также необходимо развивать связь и сотрудничество воспитателя с родителями.
Дошкольное учреждение является первым образовательным заведением, в котором начинается социализация ребенка в обществе. Для социализации ребенка с ОВЗ необходимо создавать особые условия,т. к. такие дети с трудом приспосабливаются к новой обстановке.
В таком случае, нашей задачей как воспитателя является грамотно подобрать формы работы и наладить взаимодействие всех участников образовательного процесса и родителей.
Публикация «Помощь детям с ОВЗ и родителям в период адаптации в ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Критерии, влияющие на продолжительность адаптации
уровень самостоятельности ребенка;
уровень навыков самообслуживания;
возраст ребенка;
ранее сформированный опыт общения ребенка с окружающими;
уровень психического и физического развития;
личностные особенности ребенка;
организационные навыки режимных моментов;
уровень коммуникативного общения со сверстниками и взрослыми.
Адаптация проходит у всех детей по-разному. В разных ситуациях один и тот же ребенок может вести себя иначе. Большинство детей с ОВЗ испытывают трудности с новыми социальными контактами и режимными установками.
Для того, чтоб адаптация ребенка протекала успешно требуется тесное сотрудничество родителей и педагогов. Со стороны родителей должна проводиться подготовительная работа, а также активное участие в процессе адаптации.
Чтобы облегчить ребенку привыкание к новым условиям, родителям нужно :
больше общаться с педагогами группы об особенностях своего ребенка, его потребностях.
старайтесь дома и в выходные, придерживаться режимных моментов, которые приняты в детском саду основных моментов режима дня детского сада.
формировать у ребёнка культурно-гигиенические навыки
максимально приблизить домашний рацион к меню детского сада, чтобы сократить проблемы с приёмами пищи. Если у ребёнка проблемы с аппетитом стоит поговорить с воспитателем и вместе придти к решению вопроса.
в первое время, когда ребёнок привыкает к саду и с трудом расстается с мамой, если есть возможность, стараться, чтобы первое время ребенка отводил в сад другой взрослый например бабушка.
Родителю необходимо проявлять терпение и понимание во время протекания адаптационного периода. Педагог же в свою очередь должен первично встретиться с семьей, собрать информацию о развитии ребенка, получить согласие на сопровождение психолого-педагогического процесса, составить индивидуальный план занятий на основе заключения ППК, реализовать индивидуальную программу или маршрут, провести промежуточную диагностику, периодически консультировать родителей и осведомлять их о динамике развития ребенка.
Основными направлениями работы в период адаптации будут :
создание условий, способствующих охране и укреплению здоровья воспитанников;
снятие стресса и обеспечение положительного эмоционального состояния ребенка;
формирование адекватных возможностям воспитанников форм общения; организация поведения детей.
Для привлечения родителей к участию в образовательном процессе нужно:
привлечь родителя к участию в мероприятиях;
информировать через буклеты или знакомить с сайтом ДОУ, где размещена информация
необходимо наглядно обучить родителей методам и формам работы с детьми в домашних условиях в дальнейшем;
Выше перечисленные пункты помогают стимулировать родителя, а также учат их новым методам и формам общения с ребенком.
Таким образом, адаптация является непростым процессом, как для здорового ребенка, так и для ребенка с ОВЗ. Специалисты дошкольных учреждений, семья и общество должны создать все необходимые условия, позволяющие любому ребенку войти в социум и стать его полноценным участником.
От слаженности и полноценности со стороны всех участников зависит результат адаптационного процесса ребенка в ДОУ.