ксения мартынова
Половая дифференциация детей-дошкольников (5–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Осознание ребенком своей половой принадлежности имеет определяющее значение для развития его личности. У ребенка формируется чувство тождественности с другими представителями своего пола и стремление поддержать "престиж" своего пола, подчеркивание мужской или женской своей сущности. Это чувство в ребенке надо непременно поддерживать, так как оно определяет полноценность развития его личности.
Ориентация ребенка на ценности своего пола прежде всего происходит в семье.
В семье дети преимущественно подражают тем родным, которые являются представителями того же пола,
что и сам ребенок.
Темочки:
В малой полной семье ребенок ориентируется на родителей, причем, как правило, мальчики - на отца, а девочки - на мать. Мальчик свой выбор отца аргументирует тем, что он тоже мужчина и должен быть похож на мужчин. При этом он выражает восхищение именно мужскими достоинствами отца. Девочка свой выбор матери аргументирует тем, что она тоже женщина и должна быть похожа на женщин, и выражает восхищение именно женскими достоинствами матери.
В многодетных семьях дети выбирают для подражания также старших братьев или сестер (выбор опять определяет в большей мере пол самого ребенка).
В неполной семье отсутствие отца может повлиять на характер мальчика. Могут развиться черты покорности, беспечности, изнеженность. Аналогичные, но не столь крайние формы проявляются в семьях, где отец хоть и есть, но его роль второстепенна. Поэтому одинокой маме нужно позаботиться о том, чтобы мальчик имел возможность общения со взрослыми мужчинами: дедушкой, друзьями.
В дошкольном возрасте зарождаются и развиваются различия в направленности интересов к общению у мальчиков и девочек, обнаруживается так называемая доброжелательная пристрастность к детям своего пола: мальчик чаще выбирает мальчиков, а девочка - девочек. Развивается самосознание и -как важная его составная часть - осознание себя как мальчика, мужчины или как девочки, женщины.
Позиция ребенка, связанная с его ориентацией на роли своего пола, определяет его мотивы и поведение. Так, некоторые мальчики категорически отказываются от ролей в сюжетной игре "в семью". Они при этом с возмущением заявляют о том, что это не мужское дело ("Что я, девчонка что ли?", "Я не играю "в семью". Ха-ха-ха. Это девочки только играют в дочки-матери!"). Такое категорическое неприятие игры "в семью" относится к мальчикам из малодетных семей. Там, где в семье много разнополых детей, они охотно объединяются для игры. Сделаем из этого выводы.
Особая тема для родительских раздумий - случаи так называемой детской влюбленности. Ребенок начинает много говорить о предмете своих переживаний, ожидает с волнением встречи, а при встрече может быть смущенным и растерянным. Одна мать пишет о влюбленности своего сынишки.
"Юра (5 лет и 8 месяцев) полюбил девочку Фанни. Часто рассказывает сны об этой девочке. Глазки при этом блестят. Позднее (6 лет и 7 месяцев) Юра подружился с другой девочкой - Лидой. Однажды плохо спал, сказал матери, что не спит, потому что думает о Лиде. Однажды заявил: "Я люблю Лиду больше тебя, мамочка, но ты не обижайся".
Девочка Наташа, которую мы наблюдали с малых лет, в 5-летнем возрасте начала переживать чувство влюбленности к мальчикам. Один раз это случилось в детском саду. Наташа остановила свое внимание на голубоглазом блондине по имени Саша. Мальчик действительно был достоин внимания: хорошо развит, в играх выступал как лидер. Саша обычно играл с мальчиками и, следовательно, на Наташу внимания обращал мало. Наташа в детском саду посматривала на Сашу украдкой, подходить робела. Зато дома помногу очень эмоционально обсуждала замеченные только ею нюансы поведения Саши по отношению к ней.
Взрослые, особенно родители, должны правильно, уважительно относиться к трепетным чувствам ребенка. Здесь не может возникать иронии или снисходительного высокомерия. При этом нельзя подогревать детскую влюбленность, а наоборот, нужно стараться переключить ребенка на что-либо другое, что может захватить его чувства и воображение с новой силой.
От детской влюбленности надо отличать детские интеллектуальные разговоры о любви, о женитьбе и деторождении. В детских суждениях на эту тему отражается познавательный интерес к обыденной жизни людей и межличностным отношениям мужчин и женщин.
Особое место в психологии половой идентификации занимает формирование образа тела, который возникает в связи с общими познавательными интересами ребенка, когда он вдруг начинает активно интересоваться телесной организацией людей и своей собственной.
Осознание своей половой принадлежности включается в структуру образа своего "я". Ребенок, слыша от взрослых: "Ты - мальчик" или "Ты - девочка", переосмысливает эти наименования и в связи со своими половыми особенностями.
Маленький ребенок непосредствен в своем любопытстве к своему телу и половым органам. По мере взросления ребенок начинает испытывать неловкость, когда приходится обнажаться перед другими людьми. Стыдливость - результат воспитательного воздействия цивилизации. Эту развивающуюся потребность в защите своего тела от посторонних глаз взрослый должен уважать и по возможности щадить стыдливость ребенка.
Несколько слов следует сказать и о поведении родителей в отношении сексуального развития детей.
Как таковое, оно тесно связано у ребенка с развитием телесного образа, или чувства тела. Повышенная чувствительность рецепторов кожи и слизистых, как и стремление к нежности, ласке, поцелуям, прижиманиям, общеизвестна.
За всем этим не кроется никаких отклонений, скорее наоборот, отсутствие подобных проявлений может указывать на недостаточно активно развивающееся чувство тела, что в свою очередь нередко обусловлено заторможенным эмоциональным развитием.
Данная ситуация типична у чрезмерно серьезных, принципиально-строгих и морализирующих родителей, которые часто стыдят и соблюдают эмоциональную дистанцию в отношениях с детьми. Тогда появляются напряженность, скованность, опасения выразить непосредственно свои чувства, нежность и ласку без того, чтобы не быть отвергнутым и осужденным.
Такое поведение родителей приводит к тому, что у ребенка не развиваются естественные положительные ощущения со стороны кожи, без чего невозможно полноценное развитие чувства тела и полнота сексуальных чувств в дальнейшем.
Разумеется, бывают и другие крайности, но рассмотренный вариант встречается чаще. Некоторые родители панически боятся онанизма у детей и потому очень строги к ним. Но как раз тогда он чаще и случается, поскольку восполняет недостаток нежности и ласки. К тому же ребенок, лишенный непосредственного выражения эмоций, склонен компенсировать их в своеобразной игре с гениталиями (половыми органами) перед сном. Усиление в этом случае строгости, чрезмерного контроля и наказаний только способствует нарастанию возбудимости и вместе с ней потребности в разрядке, отреагировании, проявлением которой и будет онанизм.
Неправильное половое воспитание приводит и к тому, что дети дошкольного возраста даже не подозревают о различиях в физическом облике людей и не видят этих различий, когда смотрят на голеньких детишек.
Другая часть детей рано начинает фиксировать свое внимание и испытывать сильнейшее чувство стыда при виде обнаженного тела человека. Эти дети хихикают, демонстративно отворачиваются и закрывают глаза руками или, напротив, с любопытством взирают на обнаженного человека.
Проведенное специальное исследование показало, что в подавляющем большинстве случаев современные дети довольно рано (около 3-4 лет) усваивают характерные признаки тела мальчика и девочки. При этом многие дети усваивают и отношение взрослых к обнаженному телу как к чему-то постыдному, чего нельзя обсуждать в разговорах.
Сокрытие от малыша человеческого природного естества, а также стыдливое молчание в ответ на его естественную любознательность, связанную с половыми особенностями животных и человека, формирует в нем с малых лет нездоровые ориентации, нездоровый дух.
Однако нельзя бросаться и в противоположную крайность : фиксировать внимание ребенка на половых органах людей и животных и развивать чрезмерный интерес к половой сфере.
Отношение к обнаженному человеческому телу - результат влияния тех стереотипов поведения, которые существуют в семье ребенка и ближайшем его окружении. При грамотном и умном нравственном руководстве со стороны взрослых у ребенка будет формироваться здоровое отношение к половым различиям.
Дети задают родителям вопросы о различии полов, происхождении детей и т. д. Многие дети обсуждают эти вопросы между собой. Такое естественное любопытство к вопросам пола должно правильно удовлетворяться взрослыми. Поэтому полезно заранее формулировать ответы на возможные вопросы детей, отвечать спокойно, без эмоционального напряжения и чувства неловкости