Галина Шинаева
Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста».
Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Актуальность данной проблемы отражена в мудром народном изречении – «Без труда нет добра». «Добро» в народном понимании – это не столько создание трудовыми усилиями реальные продукты, сколько (и это главное) заключенные в труде возможности положительно влиять на ум и сердце ребенка, его поведение, отношение к окружающему миру. Таким образом, в трудовом воспитании главный аспект - содействие развитию личности.
Публикация «Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Подготовка молодежи к жизни, к участию в труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей сегодня является приоритетным. Активная целеустремленная личность, способная к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к самосовершенствованию – является целью воспитательно-образовательной работы всех образовательных учреждений.
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности — одна из центральных задач трудового воспитания детей.
Последнее время трудовому воспитанию уделяется недостаточное внимание, приоритетным направлением является интеллектуальное развитие ребенка. Труд остается эпизодическим и второстепенным компонентом жизни детей в ДОУ, не осуществляется взаимодействие взрослого и ребенка на уровне сотворчества и содействия в трудовой деятельности, трудовое воспитание не становится ведущим направлением в образовательном процессе.
Существуют и объективные проблемы, затрудняющие воспитание трудолюбия у дошкольников : снижение внимания к формированию трудолюбия (в сравнении с физическим, умственным, эстетическим развитием личности) со стороны родителей и воспитателей.
Таким образом, возникает определенное противоречие между социальной значимостью формирования трудолюбия и недостаточной реализацией данной педагогической задачи в дошкольных учреждениях.
Это составило сущность проблемы и определило тему нашего исследования: «Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста»
Цель исследования: определить и экспериментально проверить наиболее эффективные формы и методы, а также условия воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.
Объект исследования: воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формы, методы и условия воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
В основу исследования была положена гипотеза: воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если:
- трудолюбие будет рассматриваться как интегрированное качество личности, включающее компоненты: проявление общественных мотивов, владение различными умениями и навыками, понимание важности и ценности труда, представление о труде взрослых;
- содержание и формы организации различных видов труда учитывают возрастные особенности дошкольников, соответствуют личным интересам детей пяти-семи лет и их потребности в самореализации, общении, одобрении, проявлении инициативы;
- обеспечено усвоение детьми приемов, средств, методов трудовой
деятельности в различных видах труда;
- создана соответствующая предметно – развивающая среда;
- осуществляется взаимодействие с семьей на принципах параллельности воздействия на детей и организации совместной деятельности детей и взрослых.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:
- изучить уровень разработанности данной проблемы в теории и педагогической практике;
- определить наиболее эффективные формы и методы, а также условия воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.
В первой главе работы раскрываются научные основы трудового воспитания и воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в частности. Данная проблема достаточно широко изучалась психологами (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.) и педагогами, так было разработано содержание труда детей в ДОУ (Е. И. Корзакова, В. Г. Нечаева, Е. И. Радина и др.); выделены формы организации детей в труде (З. Н. Борисова, Р. С. Буре, А. Д. Шатова); изучается процесс формирования положительного отношения к труду взрослых (В. И. Глотова, В. И. Логинова, Я. З. Неверович, А. Г. Тулегенова, М. В. Крулехт и др.); рассматриваются особенности трудового воспитания дошкольников в семье (Д. О. Дзинтере, Л. В. Загик, Т. А. Маркова, исследуется влияние труда на развитие нравственно-волевых качеств детей, их взаимоотношений (Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова и др.).
Вторая глава посвящена опытно-экспериментальной работе, которая проводилась в ГОУ Детском саду № 486 ЮАО города Москвы.
Экспериментом было охвачено 20 детей старшего дошкольного возраста. Целями констатирующего этапа эксперимента было определение номинального уровня проявления трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста. На этом этапе были проведены индивидуальные беседы с детьми (методика Р. С. Буре, наблюдения за поведением детей в разных видах труда, что позволило определить уровень проявления трудолюбия у старших дошкольников. Полученные данные показали, что дети находятся на разных уровнях сформированности трудолюбия, в основном это средний и низкий уровни (нет устойчивого желания трудиться, на низком уровне находятся трудовые навыки, знания о профессиях поверхностные).
Исходя из теоретических положений, раскрывающих сущность и условия формирование трудолюбия у дошкольников, а также результатов конста-тирующего этапа эксперимента, были определены цели формирующего этапа эксперимента. В связи, с чем была выстроена система работы по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых и вовлечению детей в трудовую деятельность.
Система построена в соответствии с основными дидактическими принципами: - связь с жизнью, систематичность и последовательность в обучении, наглядность; а также принцип интеграции предполагающий взаимосвязь разных видов деятельности.
Система предусматривает формирование у ребенка определенных трудовых навыков, решает задачу нравственно-трудового воспитания.
Основной формой общения педагога с детьми является сотрудничество.
Большое значение в трудовом воспитании дошкольников имеет их самостоятельный труд, поэтому режим жизни детей в группе был организован так, что на каждом его этапе предусматривались трудовые дела (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд). В целостный педагогический процесс были включены все формы организации труда детей (поручения, дежурство, коллективный труд, совместный труд детей и взрослых, а также было предусмотрено разнообразие его содержания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников. Дети были объединены в небольшие подгруппы (по желанию детей, их личной симпатии, такое объединение ведет к установлению контактов, укрепляет дружеские взаимоотношения. Дошкольников учили самостоятельно распределять обязанности, направлять общую деятельность к единой цели, т. е. развивали умение быть не только исполнителями, но и руководителями.
Важным условием является создание предметно-развивающей среды, способствующей качественной организации трудовой деятельности дошкольников. Поэтому оборудование и инвентарь в группе привлекательны для детей соответствуют эстетическим и гигиеническим требованиям. При оформлении группы использовались работы детей (картины, поделки из разных материалов).
При формировании системных знаний о труде взрослых проводились наблюдения за трудовыми процессами, встречи с интересными людьми (рассказы родителей о своих профессиях, выпуск ими стенгазет «Мамы разные нужны, папы всякие важны»).
В педагогический процесс трудового воспитания включалось народное творчество во всем его многообразии, (потешки, пословицы, поговорки, сказки и т. д., чтение художественной литературы, этические беседы. Для закрепления знаний проводились дидактические игры типа: «Угадай профессию», «Кем я буду» и др. Были введены схематические модели, которые позволяют наглядно представить функции взрослых в трудовых процессах, связь людей в труде.
Данные, полученные при обработке результатов контрольного этапа эксперимента, продемонстрировали динамику проявления трудолюбия у старших дошкольников : так высокий уровень составил 40%, на среднем уровне количественной динамики не наблюдалось, но при этом качественные показатели имели место, динамика низкого уровня составила
– 40%.
Анализ полученных результатов опытно – экспериментальной работы показал, что разработанная и реализованная в воспитательно–образовательном процессе система работы повлияла на развитие трудолюбия у детей.
В процессе систематической и методически правильной организации работы у дошкольников повысился интерес к труду; сформировались навыки совместной деятельности; повысился уровень воспитанности; раскрылись склонности, умения, стремления и активность каждого ребенка; укрепились товарищеские связи, установились взаимопонимание и взаимопомощь; расширились представления детей об окружающем и знания о труде взрослых; труд стал для детей потребностью.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что гипотеза исследования подтвердилась, т. е. нам удалось доказать, что выделенные формы, методы и условия являются наиболее эффективными в воспитании трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.