Лидия Жулинская
Полезные советы учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников
▼ Скачать + Заказать документы
Умение общаться, высказывать свои мысли – фундамент для дальнейшего успешного овладения знаниями и умениями. Недостаточное развитие речи может стать препятствием для обучения и социальной адаптации первоклассника в школе.
1. Развитие связной речи.
Необходимо развивать у ребёнка умение строить диалог (спросить, объяснить, ответить, выслушивать собеседника. Очень полезны речевые игры с элементами познавательного общения (например, парные и разрезные картинки, разные виды лото). Показывайте ребёнку сюжетные картинки и попросите описать то, что видите, а затем придумайте продолжение истории или, наоборот, придумать начало истории, видя на картинке её финал. Перемешайте разрезные картинки и попросите ребёнка разложить их в правильной последовательности и составить рассказ.
Публикация «Полезные советы учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
2. Развитие лексической стороны речи.
Одна из важнейших задач – формирование умения выбрать наиболее точное слово. Используйте в речи синонимы (слова, близкие по смыслу) – спрашивайте, можно ли назвать предмет другим словом (избушка, дом, здание).
Научите ребёнка подбирать антонимы (слова, противоположные по смыслу) – предлагайте пары признаков или свойств (лёд холодный, а огонь горячий, употреблять обобщающие слова.
Просите подбирать к названию предмета разные слова-действия для активизации глаголов (что можно делать с мячом? Для чего нужна кошка). учите различать многозначные слова и развивайте умение правильно употреблять их в речи. Многозначность слова нужно показывать на хорошо знакомых словах с конкретным предметным значением (ручка, игла, лист).
3. Формирование грамматического строя речи.
Учите ребёнка применять слово в правильном числе, роде и падеже, согласовывать существительные и прилагательные. Если ребенок допустил ошибку, исправьте его и попросите повторить слово (фразу) правильно.
4. Развитие образной речи.
Отгадывание загадок способствует активному развитию речи. Ребёнок познаё т богатые изобразительно-выразительные возможности слова: употребление в переносном значении, сравнение, олицетворение. Знакомство с фольклором не только обогащает речь, но и пробуждает у детей интерес к окружающему миру, природе. Народному слову и обычаям.
5. Развитие звукового анализа слов.
Потренируйте ребенка в умении называть слова на заданный звук (взрослый называет определенный звук, а ребенок уже вспоминает слова, которые на этот звук начинаются). Но главное не путать звук и букву, ведь название букв в алфавите не всегда созвучны со звуком, например, буква эм, а звук м-м-м. Потренируйте ребенка определять место звука в слове- начало, середина, конец.
6. Развитие эмоциональной стороны речи.
Работа над интонацией необходима, чтобы дети научились голосом выражать своё отношение к высказыванию, расставлять логические и эмоциональные акценты. Заведите традицию чтения вслух. Читайте чётко и с выражением, чтобы ребёнок запоминал интонацию и произношение.