Анастасия Рожнова
Полезные рекомендации для грамотной речи детям и взрослым
▼ Скачать + Заказать документы
Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т. е. исправляют неправильное произношение.
Целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом: развитие общей речевой активности. Накопление словаря, развитие речевого слуха, развитие грамматической стороны речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, а также развитие связной речи.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Для развития словарного запаса ребёнка необходима правильная, достаточна богатая и образная речь окружающих ребенка людей и их речевое общение с ребенком. Огромную роль в речевом развитии ребенка играет правильное воспитание в семье.
Для ребенка вы являетесь языковым и речевым образцом; он разговаривает так, как говорят его домашние (интонации, тон, речевые и грамматические ошибки). Так как нам, взрослым, необходимо подавать правильный пример нашим детям, нам не помешало бы усвоить некоторые правила правильной грамотной речи :
Читайте художественную литературу. Чтение качественной художественной литературы трудно назвать бесполезной тратой времени. В современном мире мы подвержены очень большому потоку информации, в основном слушаем новости или читаем их в интернете. Но сеть, развлекательное чтиво и бизнес-литература не могут заменить хорошие книги признанных отечественных и зарубежных авторов. Чтение романов помогает интуитивно стоить правильные, красивые предложения, развивает чувство языка. Читая художественную литературу, научные статьи в специальных изданиях, человек расширяет свой кругозор и словарный запас. Если хотите сделать речь более живой, образной - читайте поэзию. Выделяйте для себя ритм, метафоры и речевые обороты, которые хотели бы использовать.
Пользуйтесь словарями. Ищите новые слова. Если услышали или прочли слово, значение которого вам незнакомо - смело берите словарь и узнайте, что оно значит. Происхождение слов - очень интересная наука. А вдруг это станет одним из ваших хобби?
Кроме обычного словаря, существуют словари метафор, иностранных слов, специальных терминов, даже словари, посвященные определённой науке. Пользуйтесь всеми - и ваш словарный запас начнет быстро расти. Вы всегда сможете найти самое точное слово и применить его в разговоре.
Играйте в развивающие игры. Как известно, дети получают почти все знания о языке до семилетнего возраста. Грамотная речь у ребенка развивается с помощью окружающих его людей. Существует также множество игр и методик, которые позволяют развить воображение, расширить словарный запас и научиться говорить красиво. Поиграйте с друзьями в шутливые игры. Например, кто-то выбирает и зачитывает определение слова со словаря, а другие должны назвать это слово. Играйте в ребусы, шарады, разгадывайте кроссворды, попробуйте писать анаграммы - и сами не поверите, насколько лучше станет ваша речь в скором времени. Очистите речь от "паразитов". Если есть возможность - послушайте себя со стороны. Сделайте аудио- или видеозапись своего голоса. Если вы боитесь говорить на диктофон или получить неточный результат - попросите кого-то из близких записать вас во время обычного разговора.
Исключите со своей речи слова-паразиты "эээээ", "ну это", "ну это вот", "ну ты понял", "ну как бы", "наверное, но не знаю" и прочие конструкции, которые засоряют речь и делают её пространной и непонятной. Следите за ударениями. Неправильные ударения (звонИт, жАлюзи и прочие каверзные слова, коих в русском языке множество) выдают человека безграмотного и невоспитанного. Есть два выхода: не использовать эти слова или открыть словарь, учебники и твердо их запомнить.
Редактируйте написанное. Написали письмо, сообщение подруге, доклад руководству или художественный очерк? Что бы это ни было - просмотрите текст максимально внимательно и постарайтесь дать ему критическую оценку. Это прекрасная тренировка речи. Если практиковать "чистку" письма, очень скоро вы увидите результат. Кроме того, разговорная речь тоже ощутимо изменится! Когда вы написали что-то, постарайтесь "переключиться" на что-то другое (хотя бы пойти и сделать себе чашку чая, после чего возвратитесь к тексту со "свежим" глазом. Представьте, что это чужой текст. Есть ли в нем ошибки? Насколько точно выражена мысль? Все ли вам понятно как постороннему читателю? Можно ли сформулировать эту мысль более четко и кратко? Правильная речь и грамотная речь всегда яркая, выразительная и понятная. Избавляйтесь от слов, которые не несут никакой смысловой нагрузки. Зачастую они занимают треть текста, от чего ваша мысль точно проигрывает. Если можно использовать слово более простое и краткое - используйте. Можно также попробовать прочесть вслух (обязательно делайте это, если готовите речь, с которой будете выступать).
Ребенок должен видеть достойный речевой пример, пример для подражания, потому что постоянно наблюдает, изучает окружающий мир и понимает гораздо больше, чем может сказать.
Не «сюсюкайтесь» с ребенком, который вышел из младенческого возраста, разговаривайте с ним спокойно, не растягивая специально слова и не замедляя речь.
Вы должны обеспечить ребенка возможностью пользоваться каждым из пяти чувств: он должен видеть, слышать, трогать, пробовать на вкус, чувствовать окружающий мир.
Поощряйте общение и игры с другими детьми.
Поощряйте стремление задавать вопросы, любопытство и воображение.
Всегда внимательно слушайте ребенка, разговаривайте с ним, не перебивая,
и, не подгоняя.
Установите четкие правила, которых не должно быть слишком много, но
они должны всегда выполняться.
Не обязательно находиться рядом с ребенком постоянно, достаточно быть в пределах его досягаемости. Важно качество, а не количество времени, которое родители уделяют ребенку.
У ребенка должно быть достаточно новых впечатлений.
Пусть ребенок регулярно слушает диски с любимыми песенками, сказками, музыкой, стихами.
Играйте вместе с ребенком, если он просит.
Грамотная речь не дается от рождения. Работать над этим нужно постоянно, на протяжении всей жизни. К сожалению, далеко не у каждого родителя есть время и возможность заниматься со своим ребенком системно. На помощь могут придти специалисты-педагоги, — в том числе детские логопеды в детских развивающих центрах. Чаще всего программы в них направлены на то, чтобы ребенок развивался гармонично, получая и усваивая информацию в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Использованные интернет ресурсы:
1. https://www.edu42.ru/sites/dou14/files/2018/02/rech-rebenka.pdf
2. https://www.syl.ru/article/206171/new_gramotnaya-rech-kak-razvit-svoi-navyiki-i-stat-blistatelnyim-sobesednikom