Альбина Гетт
Фонематическое восприятие — основа грамотной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Прекрасен мир звуков! Прекрасен потому, что жить в нем радостно и интересно. Стоит на мгновение закрыть уши, как сразу замолкнут все звуки, и мир для нас обеднеет.
Непременным условием для развития речи является способность слышать.
Даже незначительное снижение физического слуха в раннем детстве вызывает задержку речевого развития.
Если ребенок слышит, как осторожно скрипнула дверь, отличает шум дождя от шума ветра – то у него все в порядке с физиологическим слухом.
Публикация «Фонематическое восприятие — основа грамотной речи» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
А теперь в руках у ребенка маракас или бубен, и если он не нарушает ритмического рисунка русской народной песни «Во поле береза стояла….» – у него восхитительный музыкальный слух.
Но в процессе развития речи очень важен фонематический слух, благодаря которому ребенок способен точно различать все звуки речи.
Это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.
Стадии развития фонематического слуха :
первая - формирование способности различать гласные звуки;
вторая – различать согласные звуки
При благоприятном речевом развитии, формирование фонематического слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам.
Недоразвитие фонематического слуха влияет на качество овладения звукопроизносительными умениями.
Для того, чтобы качественно развивался фонематический слух, начиная с младшего возраста, проводится воспитание слухового внимания.
Воспитание слухового внимания на музыкальных инструментах знакомит ребенка со звучанием, например: гармошка, барабан, дудочка, а затем умения найти тот инструмент, который звучал, откуда был слышен звук.
Воспроизведение ритма : хлопки в ладоши, стук об стол карандашом или произнесенных простых слов: мяу, гав-гав (при этом рот закрыт листком бумаги, затем показать игрушку – учит внимательно вслушиваться в чужую речь.
Под фонематическим восприятием понимается способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова.
Ступени формирования фонематического восприятия
1)Различение и выделение слов в предложении;
2)Слогов в слове;
3) Звуков в слоге и слове;
4) Овладение умением узнавать звук на фоне слова;
5) Выделять первый и последний;
6) Определять последовательность, качество и количество звуков в слове;
7) Определять место звука в слове по отношению к другим звукам
Формирование первых двух ступеней происходит в процессе естественного развития ребенка, спонтанно.
Узнавать звук на фоне слова, выделять первый и последний звук доступно ребенку 5-го возраста.
Овладение двумя последними ступенями фонематического восприятия доступно ребенку в процессе целенаправленного обучения.
Этот путь не должен осуществляться стихийно. Взрослый своевременно приходит на помощь и целенаправленно руководит развитием речевой деятельности.
Процесс обследования звукового состава слова для ребенка сложен. Но этот путь должен пройти каждый ребенок. Развитие фонематического слуха и восприятия в дошкольный период и, прежде всего, ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребенка к усвоению грамоты, письменной речи.
В результате работы над звуковой стороной слова у детей формируется особое лингвистическое отношение к речи, к языковой действительности. Сознательное отношение к языку, является основой для освоения всех сторон языка (фонетической, лексической, грамматической и форм речи (диалогической и монологической).
Спасибо за внимание.