Надежда Андреева
Консультация для педагогов «Актуальность патриотического воспитания дошкольников в современном обществе»
▼ Скачать + Заказать документы
Поколение не знающее свою историю
Аннотация:
В данной статье рассмотрена актуальность патриотического воспитания дошкольников в современном обществе. Показаны возможности организации работы по патриотическому воспитанию.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, нравственность, дошкольники, родной край, Родина.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Публикация «Консультация для педагогов „Актуальность патриотического воспитания дошкольников в современном обществе“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Проблема воспитания к истории родного края, к изучению национальных традиций, является очень актуальной в современной России. Поводом, побудившим нас переосмыслить сущность патриотического воспитания, послужили произошедшие перемены в нашей стране, которые сменили прежнюю идеологическую ориентацию на новую. Специальная военная операция по защите целостности Российского Государства показала нам, что в стране происходит агитация разобщенности русского народа. И именно поэтому очень важно сейчас возродить в российском обществе чувства истинного патриотизма, как важнейшей духовно – нравственной и социальной ценности, сформировать молодое поколение граждански активным, воспитать и развить в них социально – значимые качества. И мы, педагоги дошкольного образования в первую очередь должны осознать свою ответственность за воспитание гражданина Отечества, способного любить свою страну, уважать свой народ, чтить традиции, гордиться тем, что мы русские.
Начинать эту работу необходимо в первую очередь с изучения родного края. Ведь еще Д. С. Лихачев говорил: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Поэтому мы и выбрали данную актуальную проблему для более глубокого изучения.
Нами были проведены опросы родителей, которые показали, что вопрос воспитания у детей интереса к родному краю является значимым, актуальным, интересным как для детей, так и для самих родителей. Так же было выявлено, что многие родители сами имеют недостаточные знания об истории родного края, его природных, исторических особенностях, но они готовы к сотрудничеству с детским садом. Мы стараемся максимально использовать воспитательные возможности в группе в условиях работы учреждения в инновационном режиме. Для достижения результативности своей работы, мы пытаемся всех педагогов и родителей, сделать соучастниками, заинтересованными субъектами поисково– исследовательской работы.
План работы построен нами так, что он предполагает постепенное накопление материала детьми. Первоначально целесообразно познакомить детей со средой их обитания – окружающими домами, улицами, природой. Важно обратить внимание на то, что окружающие дома разные и по форме, и по предназначению, но все они созданы людьми и все они важны для конкретного человека. Необходимо обратить внимание ребят на удобства в наших домах, обсудить с ними то, от кого зависит внешний облик домов и их состояние, побуждая дошкольников бережно относиться к среде их обитания. Затем мы совместно с ребятами совершаем экскурсии по близлежащим улицам, знакомим с названием улицы, объясняем в честь кого или какого события они названы.
На втором этапе дети знакомятся с природными и культурными особенностями родного города. Любовь к природе - драгоценное качество характера человека и взращиваться оно должно с ранних лет. Полюбить природу ребенок может лишь тогда, когда он постоянно с ней общается. Поэтому нами регулярно проводятся прогулки с детьми, экскурсии в природу. Это помогает развить в них наблюдательность, любознательность, логическое мышление, способствует пробуждению познавательного интереса к родной природе. Однако одной из важнейших задач воспитательного процесса, является воспитание у подрастающего поколения гражданской ответственности за судьбу природы, т. к. бездумная деятельность человека привела нашу планету на грань гибели. Единственный выход из этой ситуации- человек должен жить в мире с природой, не нарушая ее законов. А для того, чтобы жизнь человека и природы была гармоничной, мы должны знать ее и уметь правильно себя в ней вести. Поэтому мы учим дошкольников заботиться о земле, лесе, реках, чистом воздухе, о растительном и животном мире. Ведь все это не только объект восхищения, источник радости, вдохновения, сил и здоровья, а главное – это важнейший природный ресурс- источник богатства нашей Страны.
На третьем этапе мы знакомим детей с историей родного края. Для обогащения знаний у детей о родном крае, мы взяли на вооружение историческое краеведение, ведь оно охватывает все стороны человеческой деятельности. Краеведение не только учит любить родные места, оно учит знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой. Д. С. Лихачев называл краеведение: «связующей нитью времен и поколений». И наша задача постараться не разорвать эту связь, используя накопленный исторический опыт наших предков. В первую очередь необходимо максимально развить у ребят уже имеющийся интерес к тому месту, где они родились. Но т. к. сейчас в нашем городе живут люди разных национальностей, с разной культурой, мы формируем в сознании детей образы большой и малой родины, воспитываем любовь к тому краю, где они живут, уважение к коренным жителям, их истории, обычаям и традициям. Стараемся пропустить через сердца дошкольников все исторические события, которые проходили на Тамбовщине. И сейчас краеведение- это то немногое, что может стать и быть основой для воспитания у детей чувства гордости за свой народ.
В целях развития интереса к родному краю, нами была организована работа по изучению его истории. Жизнь края в древности, несомненно вызывает у них интерес и мы постарались побудить ребят к поисковой деятельности. В процессе работы дошкольники узнали историю происхождения нашего города, его возраст, символику. Они узнали, что означают фигуры, знаки, цвета изображенные на символах города, и почему именно они выбраны для символики. В ходе изучения истории города, мы рассказали, почему именно здесь был заложен город, что на Тамбовской земле родились многие известные поэты, писатели, музыканты и память о них хранят улицы города. Так же на данном этапе мы знакомим детей с главными достопримечательностями нашего края, ведь именно они хранят память о важнейших событиях в его истории.
Совершая экскурсии по родному городу, знакомим дошкольников с главными достопримечательностями нашего города: монументом «Вечной славы», танком «Тамбовский колхозник», памятником Г. Р. Державину; посещаем краеведческий музей, картинную галерею, дом- музей Чичериных. Знакомим ребят с памятником археологии- грандиозное сооружение 17 века Татарский вал, остатки которого сохранились до наших дней, городскими парками, набережной реки Цны.
Все это способствует пробуждению в сознании детей познавательного интереса к родному городу, у них возникает потребность участвовать в общественно – полезном труде, благоустраивать свой город, охранять природу. И постепенно, мы педагоги дошкольного образования считаем необходимым подвести детей к тому, что они хозяева своего края, ведь жизнь продолжается, история не закончена. И именно подрастающему поколению предстоит писать ее своими сердцами, умом и делом.