Ирина Кукушкина
Конспект занятия по формированию психологической готовности к школе у детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Создание Лесной школы»
Задачи:
- повышать у детей уверенность в себе;
- учить быть внимательными друг к другу;
- знакомить детей со школьными правилами и понятиями;
- развивать внимание, восприятие, графические навыки;
- учить детей чувствовать и понимать свое настроение.
Публикация «Конспект занятия по формированию психологической готовности к школе у детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Школа. Конспекты занятий про школу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Материалы: картинки Ежика, Сороки, колокольчик, клубок ярких ниток или мягкий небольшой мяч, бланк «Домик», смайлики из цветной бумаги, клей, фломастеры, листы с заданием на каждого ребенка, листы с домашним заданием**, цветные карандаши для каждого ребенка, набор счетных палочек или спички на каждого ребенка, образец «Ежик», пиктограммы «Радость», «Грусть», «Гнев», «Спокойствие», картинка с изображением разных эмоций (например, из книги «Учимся понимать друг друга», текст сказки «Создание Лесной школы» (М. А. Панфилова Лесная школа. Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников).
Ход занятия:
1. Приветствие «Солнышко»
Дети стоят в кругу.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас начинаются необычные занятия. На них мы будем играть, рисовать, выполнять интересные задания, слушать сказки. Но главное, я расскажу вам про одну необычную школу и ее учеников. Почему она необычная, вы поймете чуть позже. Ну а сейчас давайте поздороваемся и поприветствуем друг друга. Здороваться будем тоже необычным способом. Из наших рук сделаем лучистое солнышко (педагог протягивает в круг свою руку, на ладонь взрослого дети кладут свои ладошки стопочкой). Почувствуйте его тепло, улыбнитесь друг другу. Хорошо! Молодцы!
2. Игра «Скажи соседу добрые слова»
Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом.
- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая нам поднимет настроение. Она называется «Скажи соседу добрые слова». Сейчас каждый из вас будет передавать клубочек своему соседу и, называя его по имени, говорить ему какие-нибудь добрые, хорошие слова. Я начну, а вы продолжите. Дима, ты очень добрый и веселый (с тобой интересно играть, ты очень красивая и т. д.).
- Молодцы! Вам понравилось говорить и слышать добрые слова? Так давайте будем почаще говорить их друг другу.
3. Сказка «Создание Лесной школы»
- Теперь я приглашаю вас отправиться в Волшебный лес. Почему он Волшебный, вы догадаетесь сами. А пока – сказка. Сядьте так, как вам удобно, но, не мешая другим, и слушайте. (Взрослый читает, а лучше рассказывает сказку, показывая по тексту картинки героев сказки)
Вопросы для обсуждения:
- Ребята, вам понравилась сказка?
- Почему я говорила про Волшебный лес? (потому что только в волшебном лесу может быть такая Лесная школа)
- Почему маленький Ёжик стал учителем, когда вырос?
- Для чего Сорока принесла в школу колокольчик?
4. Игра «Урок – перемена»
- Я сегодня тоже принесла колокольчик. Послушайте, какой звонкий. И сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Урок – перемена». Вот сейчас вы сидите на стульчиках, слушаете меня, как будто ученики на уроке. Когда прозвенит звонок – урок закончится, начнется перемена. Вы можете встать, потянуться, походить по комнате, поговорить друг с другом. Но будьте внимательны, не пропустите звонок на следующий урок! Как только услышите его, пройдите к своим местам и спокойно сядьте. Только помните, что нельзя кричать и толкаться (повтор 2-3 раза)
5 Упражнение «Деревце»
- Представьте, что мы с вами все еще находимся в Волшебном лесу. Подул Волшебный ветер и, вдруг, все мы превратились в маленькие, тонкие деревца. Закройте глаза, медленно поднимите свои руки-веточки вверх, к солнышку. Налетел легкий ветерок, тихонько закачались веточки из стороны в сторону, зашевелились листочки-пальчики. Пошел теплый дождик, маленькие деревца стали подрастать и тянуться вверх. Дождик закончился, и деревца стряхнули капли дождя со своих веток и листьев. Хорошо! Открывайте глаза. Молодцы!
6. Пальчиковая гимнастика «Лесная школа» *
На поляне на лесной (положить левую раскрытую ладонь на стол)
Под высокою сосной (поставить правую руку с растопыренными пальчиками на локоть на стол)
Школа новая стоит (прямые пальцы рук соединить домиком)
Вдаль окошками глядит. (приставить правую руку ко лбу козырьком)
Там учитель – мудрый Еж, (пальцы сцепить в замок, пальцы одной руки поднять как иголки у ежа)
На ученого похож. (из большого и указательного пальцев сделать колечки, приставить к глазам как очки)
Ждет своих учеников (барабанить кончиками пальцев по столу)
Класс для них уже готов. (положить руки на стол раскрытыми ладонями вверх)
Стулья, парты, мел, доска
И учебников стопа. (загибать пальцы на руке по одному)
Сорока громкий даст звонок, (хлопок)
Начинается урок! (положить руки одну на другую, как сидят ученики за партой)
- Ребята, в Лесной школе занятия пока еще не начались, поэтому учитель-Ёж прислал задания для вас. Он уверен, что вы с ними справитесь.
7. Задание «Выложи фигурку ежика по образцу». Посмотрите на образец и из палочек (спичек) выложите на столе фигурку ежика.
8. Задание «Повтори скороговорку».
- А это задание от Сороки. Она стрекочет очень быстро. Поэтому очень хочет, чтобы и вы повторили ее любимые скороговорки четко и быстро.
Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
В кочегарке кочерга почернела до черна.
9. Задание «Обведи рисунок по пунктирным линиям и раскрась». Обведите по пунктирным линиям рисунок Лесной школы, раскрасьте и дорисуйте что-то еще по вашему желанию.
10. Оценка настроения
- Ребята, знаете ли вы, что такое настроение? (ответы детей)
Настроение – это состояние людей, когда им весело или грустно, тревожно или спокойно. Посмотрите на картинку – у всех гномов разное настроение. А теперь попробуйте прислушаться к своему настроению. Что вы чувствуете? Какое оно? Может, настроение радостное, солнечное, когда хочется смеяться, улыбаться всем вокруг, хочется играть, петь, бегать, прыгать. И тогда оно выглядит вот так (показ пиктограммы «Радость».) А может, настроение грустное, похожее на осеннюю тучку, того и гляди закапают слезы-дождинки (показ пиктограммы «Грусть»). А может настроение сердитое, как гроза (показ пиктограммы «Злость») А может, настроение не очень радостное, но и не очень грустное, а так – с серединки на половинку. Спокойное. Прыгать не хочется, но и плакать тоже. А хочется посидеть спокойно, может, подумать о чем-то своем, поиграть, почитать или порисовать. И тогда такое настроение выглядит вот так (показ пиктограммы «Спокойствие») Закройте глаза, попробуйте почувствовать свое настроение. А теперь выберите подходящий смайлик и приклейте его в любое окошко домика - детского сада, под ним напишите свое имя (если дети не умеют писать, подписывает взрослый).
11. Домашнее задание
- Ребята, знаете ли вы, что в школе задают домашнее задание? Что же это такое, кто знает? Да, это задания, которые нужно выполнить дома и потом показать учителю. Поскольку на наших занятиях вы уже немного превращаетесь в учеников, я для вас тоже приготовила домашнее задание, которое вы будете делать дома вместе с родителями. Они вам прочитают задания, а вы постараетесь их выполнить правильно. Потом листочки с выполненными заданиями на следующее наше занятие принесете мне. Договорились?
Наше занятие подходит к концу. Что вам запомнилось? (ответы детей)
До новых встреч. До свидания!
* - авторская игра
** в качестве домашнего задания используется материал из рабочей тетради «За три месяца до школы» О. А. Холодовой. Номера занятий по программе соответствуют номерам занятий для домашнего задания.