Мария Горшенина
Показатели и методы диагностики эмоционального благополучия детей в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретический анализ понятия эмоционального благополучия позволил определить основные критерии, в соответствии с которыми можно рассматривать показатели благополучия детей среднего дошкольного возраста. Такими критериями, на наш взгляд могут быть:
эмоциональный фон жизнедеятельности;
новообразования в эмоциональной сфере;
характер отношения ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками.
С точки зрения Филтпповой Г. Г. эмоциональный фон жизнедеятельности ребенка является континуумом положительных и отрицательных полюсов:
Публикация «Показатели и методы диагностики эмоционального благополучия детей в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
эмоция удовольствия неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения;
переживание успеха - неуспеха достижения целей;
переживание комфорта как отсутствие внешней угрозы и физического дискомфорта;
переживание комфорта в присутствии других людей и ситуации взаимодействия с ними;
переживание оценки с другими результатов активности ребенка.
По мнению О. И. Бадулиной преобладающий положительный эмоциональный фон предполагает доминирующее состояние спокойствия, удовлетворенности и уверенности, направляет на позитивные отношения с другими, пронизанные доверием и заботой.
А. И. Захаров отмечает, что проявлениями эмоционального неблагополучия можно считать нестабильность и неадекватность эмоциональных реакций при взаимодействии с окружающей действительностью, доминирование отрицательных по содержания эмоций, выраженная тревожность, чрезмерное проявления страхов.
Таким образом, опираясь на мнения Г. Г. Филипповой, А. И. Захарова, О. И. Бадулиной. мы можем в качестве показателей эмоционального фона жизнедеятельности дошкольников рассматривать :
доминирование положительных эмоций ы деятельности детей в течение дня;
разнообразие эмоциональных состояний и адекватность переживаний содержанию деятельности, что отражает степень удовлетворения ведущих потребностей;
нормативная тревожность;
умеренное проявление возрастных страхов.
По мнению И. Ю. Кулагиной, для дошкольного детства характерна в целом эмоциональная устойчивость, отсутствие сильных эффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. к среднему дошкольному возрасту снижается эмоциональная возбудимость, что становится основой формирования устойчивых состояний спокойствия и уверенности в процессе деятельности. Развитие механизмов, регулирующих эмоциональные процессы, приводит к уменьшению ситуативных эффективных вспышек, овладению ребенком способами снятия эмоционального напряжения и контроля за текущим эмоциональным состоянием. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон, по мнению автора, определяется динамикой представлений ребенка и всевозрастающей самостоятельностью, стремлением делать все без помощи взрослого.
По мнению А. И. Захарова возрастные страхи - страхи, возникающие у эмоционально чувствительных детей, как отражение особенностей их психического и личностного развития; с возрастом могут быть самопроизвольно исчезать. Невротические страхи - страхи, отличающиеся большой эмоциональной интенсивностью и напряженностью, длительностью или постоянством течения; они показывают неблагоприятное влияние на формирование характера и личности, болезненное заострение, взаимосвязь с другими невротическими расстройствами и переживаниями. Захаров А. И. также отмечает факторы, участвующие в возникновении страхов у детей дошкольного возраста :
наличие страхов у родителей, главным образом у матери;
тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляции от общения со сверстниками;
излишне ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей;
большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;
отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе;
конфликтные отношения между родителями;
психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам;
психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Устойчивость эмоционального фона связана с качественными изменениями в эмоциональных процессах дошкольника. У детей среднего дошкольного возраста новообразования могут быть рассмотрены в соответствии с ведущими линиями эмоционального развития. Прежде всего, стоит отметить что с 4-х лет дети активно осваивают экспрессивный язык эмоций. Восприятие экспрессивных признаков, распознавание и вербальное кодирование базовых эмоциональных состояний (радость, грусть, гнев, злость, удивление, страх, освоение способов выражения своих эмоций - это те достижения, которые отчетливо проявляются у детей в возрасте 4-5 лет. Более тонкие дифференцировки обнаруживаются в базовых эмоциях : радости (надежда, восторг, дистресса (отвращение, страха (тревога, стыд). Появляются социальные формы гнева (обида, зависть, ревность). Дифференцировочные процессы в эмоциональной сфере сопряжены с усвоением языка эмоций, как совокупности вербальных обозначений эмоциональных состояний, которые служат средством их осознания. Содержательно данное определения близко термину "вербальный эталон экспрессии", введенному В. А. Лабунской для обозначение описания признаков экспрессии.
Исследования А. В. Запарожца, Л. П. Стрелковой, И. О. карелиной позволяют говорить, что возникновение новых переживаний связано, прежде всего, с изменением содержания и структуры деятельности ребенка. В дошкольном возрасте это проявляется в интенсивном развитии и обогащении высших чувств (моральные, эстетические. интеллектуальные, а также появлений эмпатических переживаний в форме сопереживания.
А. В. Запарожец, Л. П. Стрелкова считают, что в возрасте 4-5 лет у ребенка появляется и принципиально новая способность - сопереживать вымышленным персонажам, например, героям сказок. эта способность требует умения представить во внутреннем плане те душевные состояния, которые испытывают герои, попадая в ту или иную ситуацию.
В среднем дошкольном возрасте сущность эмпатических переживаний меняется в связи с дифференцированием (отделение) себя и партнера как самостоятельных объектов общения и переживания. Ребенок в процессе общения с взрослыми и сверстниками начинает предвосхищать последствия возникающих ситуаций и эмоционально оценивать себя и других, т. е. начинает функционировать механизм эмоционально-когнитивной децентрации. это стимулирует развитие более сложных форм эмпатии (сочувствие, сопереживание, содействие).
В дошкольном возрасте начинают усваиваться первые этические оценки, и эстетические оценки, на основании которых происходит разделение детьми всех поступков на хорошие и плохие. Возникновение в дошкольном возрасте внутреннего действия в воображаемых условиях позволяет ребенку активно пережить событие и поступки, в которых он сам непосредственно участия не принимает, и через это осмыслить мотивы поступков и дифференцировать свое эмоциональное отношение и моральную оценку. Перестройка самих переживаний, в том числе выход на переживания более высшего порядка, те которые связаны с высшими чувствами приводят к развитию регулятивных процессов.
С точки зрения отечественных исследователей возрастная динамика эмоциональной регуляции поведения обусловлена изменением общего характера деятельности ребенка и ее мотивации. Кроме того, становление эмоциональной сферы и ее регуляции не может рассматриваться в отрыве от развития личности. Обращаясь к проблеме нормативности развития личности Г. М. бреслав констатирует связь отклонений в формировании личности с эмоциональным нарушением - эмоциональной дезорганизацией, которая выражается в потере избирательного и адекватного характера эмоциональной регуляции. Проявляется это в эмоциональном "выпадении" ребенка из общего настроения сверстников, т. е. он изолируется от них в силу своего эмоционального состояния. На основании исследования данного факта Г. М. Бреслав выстраивает систему показателей нормативного хода эмоционального развития, "которые не могут быть отделены от показателей предметного содержания деятельности и самосознания ребенка". На 4-м году жизни появляется более сложный механизм эмоциональной регуляции - эмоциональное предвосхищение предполагаемых результатов собственных и чужих действий, который позволяет активизировать прошлый опыт ребенка. Этот факт находит отражение в способности переживать стыд и чувство вины как эмоциональные последствия совершенных в недавнем прошлом негативных действий. В качестве специфического феномена эмоциональной регуляции в дошкольном возрасте выступает переживание будущего и прошлого как актуального с соответствующей эмоциональной окраской.
Таким образом, в качестве показателей новообразований в эмоциональной сфере в среднем дошкольном возрасте можно выделить:
дифференциация эмоций и овладение языком эмоциональных состояний (умение читать и выражать эмоциональное состояние, через экспрессивные средства и речь);
появление социальных эмоций и чувств;
развитие механизмом эмоциональной регуляции.
С точки зрение Т. А. репиной выявлены особенности социально-психологической характеристики группы детского сада и ее социализирующая роль в развитии ребенка; показана зависимость характера детских взаимоотношений от стиля общения с ними педагогов.
Автор указывает на значение общения со сверстниками в эмоциональном благополучии детей дошкольного возраста. уровень благополучия детей,э по мнению автора, связан с эмоциональным принятием дошкольника, коэффициентом изолированности; индивидуальным коэффициентом удовлетворенности ребенка отношениями со сверстниками, налличием референтного круга общения.
Д. Кошелева рассматривает эмоциональную сферу дошкольника, как особенности взаимодействия ребенка со взрослыми (воспитателями, младшим воспитателем, другими специалистами, которые работают с детьми); особенности взаимодействия ребенка с детьми группы, которую он посещает; эмоциональная обстановка, общий уклад жизни в детском саду; обстановка в семье ребенка.
Средний дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослым. Поэтому именно в этом возрасте должно быть доверие со стороны ребенка к взрослому.
По мнению И. М. Слободчикова эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье т вне семьи. Автор указывает, что общение ребенка с социальным окружением не будет эффективным. если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Эмоциональное благополучие ребенка возникает на основе удовлетворения его фундаментальных потребностей в безопасности, в любви и принадлежности, в уважении, самовыражении и общении.
Работы авторов И. М. Слободчикова, Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной, Д. Кошелевой позволили выделить в качестве критериев эмоционального благополучия отношения ребенка со взрослыми и сверстниками в эмоциональной сфере в среднем дошкольном возрасте это :
характер самооценочных действия ребенка;
количество и частота конфликтов, стремление ребенка устанавливать и сохранять положительные отношения со взрослыми и сверстниками.
Таким образом показатели эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста на наш взгляд могут быть:
1. Эмоциональный фон жизнедеятельности:
доминирование положительных эмоций в деятельности детей в течение дня;
разнообразие эмоциональных состояний и адекватность переживаний содержанию деятельности, что отражает степень удовлетворения ведущих потребностей;
нормативная тревожность;
умеренное проявление возрастных страхов.
2. Новообразования в эмоциональной сфере :
дифференциация эмоций и овладение языком эмоциональных состояний (умение читать и выражать эмоциональное состояние, через экспрессивные средства и речь);
появление социальных эмоций и высших чувств;
развитие механизмов эмоциональной регуляции.
3. Характер отношений ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками:
характер самооценочных действий ребенка;
количество и частота конфликтов, стремление ребенка устанавливать и сохранять положительные отношения со взрослыми и сверстниками.