Буркаева Ольга
Программа по развитию речи в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Направленность программы.
Направленность программы : познавательно-речевая.
2. Новизна программы.
Новизна данной программы заключается в том, что она предполагает использование современных технологий (мультимедийный проектор, ноутбук, презентация «Чудесные превращения») позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни.
3. Актуальность программы.
Публикация «Программа по развитию речи в ДОУ» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях особую ценность приобретает развитие способности у ребенка самостоятельно и творчески мыслить. С этой целью целесообразно сочетать обучение детей на занятиях по обучению грамоте и реализацию ребенком полученных знаний и сформированных умений в новых нестандартных ситуациях.
ФГОС ставит перед нами задачи – обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения и развития, в связи с этим возникла потребность в обучении элементарным навыкам чтения и первоначальных навыков письма для дальнейшего успешного обучения в школе. Главная задача взрослых – это создание условий для формирования правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступить в речевое общение.
Программа строится на расширении представлений о предметном мире и ознакомлении их с окружающим. Важное место занимает и развитие мышления, ведь развитие речи тесно связано с познавательной основой личности. Решение этих задач строится в программе с помощью изучения основных компонентов языка и речи : проводится работа по воспитанию звуковой культуры речи и подготовке детей к обучению грамоте и письма. Много внимания уделяется грамматической стороне речи.
Данная рабочая учебная программа по развитию речи детей 3-7 лет разработана для условий детского сада общеразвивающего вида развития воспитанников, работающего по комплексной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Веркасы, Т. С Комарова, М. А Васильева и др.
4. Отличительные особенности программы.
В процессе осуществления воспитательно-образовательной работы проходит воспитание личных качеств: общительность, вежливость, приветливость, гуманное отношение к живому, патриотизм и уважение к старшим. Важным в данном случае становится не сила убеждения и назидание, а личный пример положительных героев из детских книг и произведений устного народного творчества.
В программе находят место и развивающие элементы. Использование игровых приёмов, упражнений, дидактических материалов, занимательных заданий способствует развитию мыслительных процессов у детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логика, аналитическое и абстрактное мышление, творческие способности, внимательность, волевые механизмы. Кроме этого осуществляется развитие мелкой моторики пальцев рук путём работы с карандашом, ручкой, магнитной азбукой, кассой букв и слогов, игры с природным и бросовым материалом (веточки, пуговички, крупа и пр.) выполнения графических заданий, пальчиковых игр, обводок и штриховок.
Содержание программы способствует практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи.
5. Педагогическая целесообразность программы.
Программа разработана с учетом основных принципов:
• последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
• доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
• наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);
• индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);
• результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);
• межпредметности ( предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)
6. Цель программы :
Ознакомление и приобщение детей 3 – 7 лет к развитию речи в условиях детского сада общеразвивающего вида развития воспитанников.
7. Основные задачи:
• способствовать развитию познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи
• пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.
8. Сроки реализации программы.
Срок реализации программы 4 года.
• второй год обучения-2 мл. группа (3-4 года)
• третий год обучения- средняя группа (4-5 лет)
• четвертый год обучения –старшая группа(5-6 лет)
• пятый год обучения -подготовительная к школе группа (6-7 лет).
Количество занятий со 2 младшей группе по подготовительную группу – 60.
Длительность непосредственной образовательной деятельности в соответствии с возрастом детей: 2мл. гр. -15 мин., средняя гр. -20 мин., старшая гр. -25мин., подг. гр. -30мин.
Организация детской деятельности по развитию речи осуществляется на занятиях, развлечениях, мини викторинах.
Развитее речи осуществляется через проговаривание отдельных звуков, разучивания потешек, закличек, стихов, проговаривания скороговорок, перессказывание сказок и рассказов, изучение букв, слогов.
По каждому возрасту, программа предусматривает свои параметры знаний умений и навыков.
10. Форма детского образовательного объединения:
кружок.
Задачи воспитания и развития детей младшей группы:
1. Стимулировать эмоциональное содержательное общение ребенка со взрослыми
2. Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
3. Стимулировать желание вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.
4. Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2—3 простых фраз.
5. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных свойствах и качествах.
6. Развивать умение воспроизводить ритм речи, звуковой образ слова, правильно пользоваться речевым дыханием.
7. Развивать умение использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.
8. Учить использовать речевые формы вежливого общения: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.