Илона Откидач
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам национальной культуры на основе использования народных подвижных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам национальной культуры на основе использования народных подвижных игр
Народная игровая культура действительно имеет огромный воспитательный потенциал в теории и практике дошкольного образования. Что же именно дают народные подвижные игры дошкольникам, какие качества они воспитывают и как влияют на их общее развитие, почему народную подвижную игру не может заменить во всем обычная сюжетноролевая игра, почему дети во все времена играли и играют в «салки», «жмурки», «фанты». Чем же так интересна и уникальна народная игра? Почему и взрослые порой не прочь поиграть в нее? В связи с появлением множества альтернативных программ для дошкольных учреждений особую актуальность приобретает вопрос о едином для всех программ источнике детского развития, к которому можно обращаться снова и снова, который проверен временем, думаю, что таким источником является народная игровая культура. Ведь испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве, проявлять смекалку, творческую выдумку, находчивость и стремление к победе. А эти человеческие качества актуальны всегда. Народные игры - наиболее универсальная, естественная форма взаимодействия детей, которая осуществляется одновременно в трех аспектах: 1. речевого (словесного) общения; 2. ритмического или мелодического выражения; 3. совместных движениях и действиях. До сих пор популярны среди детей такие народные игры, как «Зелена», «Каравай», «Колобок», «Бояре», «Гуси-гуси», «Горелки» и др. т. е. немногие крупицы некогда богатейшей детской культуры, которые являются и источником положительных эмоций и средством проявления коллективного вдохновения, с помощью которого удовлетворяются насущные социальные потребности каждого ребенка. На определенном этапе развития перед ребенком встает задача научиться организовываться, договариваться, идти на компромисс, подчиняться общепринятым требованиям, соблюдать дисциплину и т. д. В такой естественной, игровой форме, как народные игры, считалки, сговорки, зачины и т. д. ребенок усваивает необходимость распределения обязанностей 2 и соблюдения правил, а также получает возможность, умение и навык совместной деятельности. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. По содержанию все народные подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Олени и пастухи» и так далее.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, то есть мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благополучному результату («Палочка-выручалочка», «Пятнашки» и другие.). Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, то есть они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи, ответственности, смелости, 3 находчивости (наседка). В народных подвижных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными и веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, побуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий Главная задача педагога заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучатся сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение, проявлять инициативу, то есть дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни. Таким образом, народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования, гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.