Нохрина Фарида Рафаиловна
Пояснительная записка по кружку «Обучение чтению».
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка по кружку "Обучение чтению"
Любить читать – хорошо, а не любить – плохо. Книга - источник знаний. И сегодня, детей, нужно учить быть читателями.
В процессе обучения у ребенка :
- формируется межанализаторные и межполушарные связи;
- реализуется интегративная функция мозга;
- максимально реализуется способности и творческие возможности ребенка все это по методике обучения, разработанная Н. А. Зайцевым.
Публикация «Пояснительная записка по кружку „Обучение чтению“,» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Данные занятия способствуют решению следующих задач:
- практическое освоение чтения и печатного письма;
- ознакомление с понятием речевой звук, гласный, согласный, твердые и мягкие согласные, предложение, предлог;
- ознакомление с разными типами слов «слово- предмет», «слова – действия», «слово – признак», «слово – число»;
- обучение звуковому анализу слова;
- обучение составлению схемы слова.
В основу занятий положен комплексно- тематический метод в сочетание с наглядными и игровыми приёмами, что позволяет сделать учебный процесс увлекательным и ненавязчивым.
Практика показала, что добиться положительных результатов в работе по обучению грамоте и чтению можно, если использовать на занятиях все многообразия дидактических и подвижных игр. Игра раскрепощает ребёнка, позволяет научить его всему необходимому.
Использование игр позволяет достигать и обучающих целей занятие и развивать творческие способности детей.
Учебный план состоит из 36 занятий. Занятие проводится 1 раз в неделю по 30 минут с подгруппой детей.
На этих занятиях дети усваивают:
- знакомятся с понятием «буква» и «азбука»;
- дифференцируют понятия «буква» и «звук»;
- знакомятся с понятием «слог»;
- делят слова на слоги;
- учатся составлять графическую схему предложения.
Работа с каждым звуком на занятиях проводиться по чё ткому плану:
- характеристика звука гласный или согласный;
- произношение звука в слоговых сочетаниях и словах, а также в скороговорках и пословицах;
- произношение звука в словах («Любопытный», «Подбери пару!»
- звуковой анализ слов;
- определение местонахождение изучаемого звука в словах («Где спрятался звук!» и другие)
- подвижные игры (Поймай звук, Закончи слова на звук» с мячом и другие);
- лексика- грамматические задания («Скажи по другому!» «Одним словом», «Кто догадался», «Найди родственников!», «Найди отличия!», «Почему они родня» и другие).
Работа над буквой проходит по следующему плану:
- чтение 1-2 забавных стихотворений о букве;
- рассматривание красочной азбуки в картинках, нахождение на картине слов с данной буквой;
- нахождение буквы на карте – схеме «Царство гласных и согласных звуков»;
- чтение слогов, слов, позднее – предложение с данной буквой.
По мере изучения букв дети учатся образовывать слоги («Капитаны», «Часики», «Черепашки» и другие, потом односложные, двусложные и трёхсложные слова («Ромашка», «Пассажир заблудился», что выросло на полянке., делить слова на части – слоги и подсчитывать количество слогов в них («Какое слово длиннее?», и другие).
На основе изученных букв постепенно и прочно формируется навык слогового чтения. Обучение чтению также проводиться в играх: это и игры забавы, игры-шарады, ребусы, игры логического содержания, где нужно не просто прочитать, но и подумать над ответом.
В ходе игр создаётся мотивация к чтению. Чтобы ребёнок был заинтересован, что то прочитать, перед ним ставиться цель: что он должен прочитать, для чего и для кого это сделать, прочитав, что то, кому он должен помочь или выручить из беды. Добиться заинтересованного чтения помогают игры «Кто больше составит слов?», «Четвертый лишний», «Кому что?» и др.
Таким образом, в игры неправленые на обучение чтению органически вплетаются и другие задачи подготовки детей к школе: тренировка внимания и памяти, речи и мышления, развития вкуса к интеллектуальным занятиям.
Закреплять навык слогового и беглого чтения нужно постоянно : вне занятий в индивидуальной работе, дома, что настоятельно и рекомендуется родителям в беседах и на родительских собраниях.
На последних 12-ти занятиях идёт закрепление всего изученного материала. Последние занятие изобилуют заданиями творческого характера: рисование буквами, чтение заданиями, разгадывание ребусов, шарад, загадок и другие. Используются игры с забавным сюжетом»Маляры», «Доктор звуков», «Угадай настроение» и др.
Совершенствуется печатное письмо, проводятся диктанты с интересными заданиями: «Диктант с картинками», «Напиши цепочку», «Запиши и прочитай пословицу», «Расшифруй слово!» и другие.
Результативность работы по данной методике определяется на основе диагностики детей.