надежда пермякова
Пояснительная записка к воспитательной рабочей программе по охране здоровья воспитанников III группы детей с ОВЗ VIII вида
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитательная рабочая программа составлена на основе Программы по охране здоровья и физическому развитию для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией воспитателей Н. Ю. Холодовой, М. Ю. Павиной.
Программа по охране здоровья и физическому развитию определяет содержание познавательных блоков и последовательность его прохождения, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе VIII вида. Программа учитывает современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктующие необходимость более полно реализовать идею индивидуализации, как обучения, так и воспитания, при этом учитывая степень тяжести дефекта, состояние здоровья, индивидуально – типологические особенности. Программа направлена на оказание комплексной дифференцированной помощи детям, преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками.
Публикация «Пояснительная записка к воспитательной рабочей программе по охране здоровья воспитанников III группы детей с ОВЗ VIII вида» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
Результат предполагаемой помощи будет способствовать более успешной адаптации и интеграции детей с отклонениями в развитии в общество.
Цель программы: «Формирование у детей представлений о здоровье и здоровом образе жизни, овладение средствами сохранения и укрепления своего здоровья, выработка разумного отношения к нему».
Задачи программы:
1. Создание условий для полноценного, всестороннего развития детей на базе соблюдения охранительного режима дня, предметно – развивающей, материально – технической и экологической сред;
2. Укрепление жизнеспособности детского организма через воспитание навыков самообслуживания, культурно - гигиенических навыков, формирование укрепляющих здоровье потребностей и расширение возможностей их практической реализации;
3. Формирование представлений о физических потребностях своего организма и адекватных способов их удовлетворения;
4. Воспитание практических навыков и приёмов, направленных на сохранение и укрепление здоровья в повседневной жизни.
Данная рабочая программа рассчитана на воспитанников 3 группы. Занятия по данной программе проводятся в форме внеклассного занятия. Всего отведено 34 часа в год. На каждую тему предусмотрено определенное количество часов, указанное в тематическом плане.
Предусматриваются личностно - ориентированный и индивидуально - дифференцированный подходы к детям, что позволяет, исходя из общих принципов, составлять индивидуальные коррекционно - развивающие программы для каждого ребенка.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Формирование и обогащение чувственного опыта ребёнка через совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно – двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой деятельности умственно отсталых детей.
Учитывая психологические особенности воспитанников, материал даётся небольшими дозами, с постепенным увеличением закрепляющих упражнений, включая ежедневный материал для повторения.
При организации охраны здоровья и физического развития воспитанников используются следующие принципы:
- индивидуализация воспитательной работы (учёт особенностей учащихся, воспитанников);
- активность учащихся, воспитанников (взаимодействие с окружающим миром);
- целостность педагогического процесса;
- структурированность деятельности;
- практическая направленность;
- коммуникативная направленность;
- доступность предлагаемых требований и видов деятельности;
- социальная мотивация деятельности.
При последовательном личностном развитии ребёнка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
ФОРМЫ РАБОТЫ
Для реализации основных целей и задач охраны здоровья и физического развития воспитанников применяются коллективная, групповая, фронтальная и индивидуальная формы работы; проводятся практические занятия, экскурсии, дидактические игры; используются ТСО: видеофрагменты фильмов(DVD, компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон).
Основными видами работ являются рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой, наблюдение, демонстрация, просмотр и т. п.
Диагностика основных знаний, умений и навыков проводится на начало и конец учебного года, данные отражаются в таблице.
МЕТОДЫ РАБОТЫ
Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность и т. д. в процессе коллективной деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чувства, способствует овладению различными способами управления собственным поведением.
На занятиях по охране здоровья и физическому развитию используются следующие методы (словесные, наглядные, практические):
1. Методы, повышающие познавательную активность:
• элементарный анализ;
• группировка и классификация;
• ответы на вопросы;
• сравнение по контрасту и подобию, сходству;
• тестирование.
2. Методы, вызывающие эмоциональную активность:
• игры.
3. Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности:
• беседы.
4. Методы коррекции и уточнения детских представлений:
• повторение;
• наблюдение;
• беседы.
ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ
К концу года дети должны:
- Иметь представление о строении и работе своего организма.
- Знать основные органы человека (сердце, легкие, желудок,
позвоночник, кожа, голова — глаза, нос, уши, рот).
- Знать средства общения людей.
- Доброжелательно относиться к взрослым.
- Знать обязанности учащегося, воспитанника.
- Уметь общаться, выручать и поддерживать товарища.
- Обладать основными гигиеническими навыками (мыть руки по мере загрязнения, перед едой, после пользования туалетом и после прогулки, осуществлять перед ночным сном и после него гигиенические процедуры).
- Знать правила ухода за полостью рта (чистить зубы утром и перед сном, полоскать рот после приема пищи).
- Иметь представление о режиме дня, отвечать на вопросы типа «что мы делаем утром (днем, вечером).
- Носить в кармане носовой платок, закрывать нос и рот при чихании и кашле.
- Знать значение правильного питания.
- Выполнять утренний комплекс гимнастики по речевой инструкции взрослого.
- Владеть элементарными приемами самомассажа (поглаживание и растирание рук, ушей).
- Владеть знаниями об окружающих людях (родные, близкие, знакомые, незнакомые, взаимоотношениях с ними.
- Знать о неприятностях, которые случаются при контакте с незнакомыми людьми.
- Доверительно относиться к близким и родным людьми.
- Знать правила поведения на природе, при контактах с животными
- Уметь пользоваться колющими и режущими предметами и соблюдать осторожность при работе с острыми предметами;
- Знать об опасности игр с огнем, аэрозольными баллончиками и др. взрывоопасными предметами
- Знать об опасности приема лекарственных препаратов
- Иметь представление о значении солнца, света, чистого воздуха и воды для жизни и здоровья человека;
- Знать правила поведения на улицах города (села).
- Знать правила поведения в общественном транспорте.
- Знать предупреждающие знаки: «Пешеходный переход», «Осторожно, дети!», сигналы светофора.