МААМ-картинки

Тематическое планирование совместной работы с детьми в разновозрастной группе (для детей с ЗПР)

Елена Мельникова
Тематическое планирование совместной работы с детьми в разновозрастной группе (для детей с ЗПР)
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

В группах компенсирующего вида с разноуровневым составом детей, планирование должно быть комплексным, учитывающим специфику работы с той или иной категорией детей. Как правило, дети в таких группах могут быть разными по физическим возможностям, по интеллектуальному развитию или по речевым характеристикам. К тому же дети в таких группах, как правило, разного возраста, начиная с 4-5 лет и до 7-8 лет. Осложняет работу в группах компенсирующей направленности еще и тот факт, что нет преемственности в обучении, многие дети приходят на 1-2 года, и у педагогов мало времени для того, чтобы в полной мере помочь ребенку с трудностями в развитии. Построить коррекционную работу, опираясь на отдельно взятую программу, не представляется возможным, так как каждая из уже существующих программ учитывает определенный уровень умственного, речевого и психического развития детей. Необходимо составить такое комплексное планирование, которое бы решало целый спектр задач с учетом разнородного состава детей в группах.

Публикация «Тематическое планирование совместной работы с детьми в разновозрастной группе (для детей с ЗПР)» размещена в разделах

С этой целью проводится диагностика детей, которая определяет сущность, причину какого – либо нарушения с целью его коррекции. После установления причин нарушения, намечаются меры по их устранению, с учетом возможностей каждого ребенка.

После проведенной диагностики состав детей был разделен на две условные группы (1 и 2 уровень) по уровням развития речи, сформированности навыков продуктивной деятельности, элементарных математических представлений, знаний об окружающем мире, степени развития мелкой и крупной моторики, сформированности познавательной и эмоциональной сферы. Поэтому дети делятся на 2 подгруппы, которые соответствуют двум уровням развития. В основу планирования положено речевое развитие.

1 уровень (1 подгруппа) – полное отсутствие общеупотребительных средств общения или упрощенная, аграмматичная речь, состоящая из отдельных звуков, слогов, слов, фраз, словарь очень бедный; продуктивные виды деятельности не сформированы, мелкая моторика не сформирована; интерес к НОД не проявляют или проявляют в очень малой степени; с трудом включаются в совместную деятельность со взрослыми и детьми; практически отсутствует интерес к сюжетно – ролевым играм, совместной игре с другими детьми; эмоционально не реагируют на музыку и не включаются (или слабо включаются) в музыкальную деятельность; не решают познавательных задач, не проявляют интереса к заданию, в условиях обучения могут действовать неадекватно; память очень кратковременная, не могут сосредоточить внимание на отдельном предмете или явлении; воображение практически отсутствует; культурно – гигиенические навыки сформированы плохо.

2 уровень (2 подгруппа) – аграмматичная, упрощенная фраза или фразовая речь развернутая, но с пробелами в развитии фонетики, лексики и грамматического строя речи; словарь бедный, но достаточный для выражения своих мыслей; дети включаются в совместную деятельность со взрослыми, могут выполнять отдельные задания самостоятельно; присутствует некоторый интерес к сюжетно – ролевой игре и продуктивным видам деятельности; мелкая моторика развита значительно лучше: дети с помощью взрослого справляются со штриховками, обводками, раскрашиванием, рисованием отдельных предметов, букв и цифр, ножницы держат слабо; обучение грамоте дается с трудом или умеют читать по слогам; запоминают и рассказывают небольшие стихотворения; проявляют стойкий интерес к занятиям музыкой, поют песни, выполняют по подражанию простые танцевально – ритмичные движения, подыгрывают простейший ритмический рисунок на музыкальных инструментах; эмоционально реагируют на задание, могут самостоятельно выполнять некоторые предложенные задания, в процессе выполнения познавательных задач прибегают к методу проб; культурно – гигиенические навыки сформированы частично или полностью.

При составлении пояснительной записки были использованы: Программа «Подготовка детей к школе с задержкой психического развития под редакцией С. Г. Шевченко; Программа воспитания и обучения детей в детском саду (под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой); Программа корекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи ( авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина).

Планирование работы – блочно – тематическое. Общим является тематическое планирование ДОУ, на котором строится работа на месяц. Блоки (1 и 2 подгруппы) учитывают особенности двух групп детей по их уровню развития. Также в планирование включены программные задачи: Программа «Подготовка детей к школе с задержкой психического развития (под редакцией С. Г. Шевченко; Программа воспитания и обучения детей в детском саду (под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой); темы НОД; виды совместной деятельности в режимных моментах и список литературы и обрудования. Таким образом, реализуется комплексный и индивидуальный подход. Из планируемого материала на неделю можно выбрать то, что доступно ребенку на данный период его развития. Дети, сгруппированные по одному уровню развития, берутся на подгрупповые НОД в соответствии с данным планированием.

Такое комплексное планирование поможет детям быстрее и интереснее изучить и запомнить материал, а специалистам, работающим по плану, легко проводить интеграцию как внутри самой группы, так и на уровне проведения мероприятий детского сада. Так же данное планирование можно использовать в работе и общеобразовательных группах. Все это позволит обеспечить эффективность в работе и комплексный подход в реализации воспитания детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование по программе «Радуга» МКДОУ «Карачельский детский сад» организует учебно – воспитательный процесс на основе программы «Радуга» под редакцией Т. Н. Дороновой. Но,.

Проектная деятельность как форма планирования воспитательно-образовательного процесса при реализации ФГТ в ДОУ Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно – образовательной работы с указанием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тематическое планирование совместной работы с детьми в разновозрастной группе (для детей с ЗПР)
Опубликовано: 19 ноября 2013 в 22:51
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тематическое планирование совместной работы с детьми в разновозрастной группе (для детей с ЗПР)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Мельникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД