Нина Александровна Кудряшова
Пояснительная записка к Рабочей программе дополнительного образования старшей группы (кружок «Умные пальчики»)
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становится все актуальнее. Овладение письмом является одним из наиболее сложных видов учебной деятельности младших школьников.
Условием наиболее успешного формирования графомоторных навыков письма у детей дошкольного возраста является комплексное использование разнообразных методов и средств, как то: пальчиковые игры; игры на развитие тактильных ощущений; игры и упражнения на развитие пространственных ориентаций; упражнения для тренировки зрительного восприятия; деятельность, направленная на развитие ритма и темпа; мероприятия по коррекции психофизических возможностей детей.
Публикация «Пояснительная записка к Рабочей программе дополнительного образования старшей группы (кружок „Умные пальчики“)» размещена в разделах
Методологическая основа программы :
теоретические положения психологии, психолингвистики, педагогики о роли языка в процессе познания; концепция речевой деятельности как сложного системного функционального единства (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Бехтерев В. Н., Безруких М. М); учение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения и «зоне ближайшего развития». Бехтерев В. М., Леонтьев А. Н., Лурия А. Р. отмечали, что выполнение разнообразных пальчиковых игр, графических заданий и тренингов способствует не только совершенствованию тонкокоординированных движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи, поскольку при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга.
Цель рабочей программы – создание условий для практической реализации программных задач по подготовке к обучению грамоте, в частности в решении проблемы накопления ребенком двигательного опыта, развития навыков ручной умелости.
Основными задачами курса являются:
• формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательные ручные умения и навыки;
• развивать координации крупных движений и умение владеть своим телом;
• формировать зрительно – моторные координации; пространственные ориентации на листе бумаги и в окружающем пространстве;
• развивать чувство ритма и темпа;
• развивать мышление, память, внимание;
• формировать навыки учебной деятельности.
Реализация этих задач с учетом возрастных особенностей детей способствует их интеллектуальному развитию.
Объем и реализация рабочей программы дополнительного образования
Рабочая программа дополнительного образования рассчитана на один год обучения для детей среднего дошкольного возраста, с проведением двух занятий в месяц, во второй половине дня, продолжительностью не более 25 минут. Учитывая, что на дошкольном этапе ведущей является игровая деятельность, все занятия в программе представлены в виде игр, игровых упражнений. Это позволит в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы воспитанником : 17. Количественный состав членов кружка : 20 детей (на добровольной основе).
Прогнозируемые результаты : повышение уровня развития графомоторных навыков у детей.
Мониторинг отслеживания результатов по программе дополнительного образования :
Работа детей оценивается в течение всего периода обучения. Оценивая их, педагог учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка. Основным показателем полученных результатов является сумма необходимых знаний, умений и навыков, которыми ребёнок должен овладеть за определённое время. Критериями оценки могут быть игры в процессе занятий, позволяющие детям оценивать собственные достижения, а также задания на обследование мелкой моторики руки каждого ребенка, в начале и в конце учебного года, определяющие уровень их развития.
Критерии эффективности реализации программы.
Дети на конец периода должны уметь:
управлять своими руками и пальцами (поднимать, соединять, вытягивать вперед, удерживать вытянутые напряженные пальцы рук под счет);
менять напряжение мелкой мускулатуры руки на расслабление;
показывать содружество обеих рук в работе (пользоваться ножницами, обрывать край листа бумаги по прямой линии);
узнавать на ощупь знакомые предметы, определять их форму, качество;
правильно удерживать карандаш в руке, соблюдая верное положение щепоти руки;
рисовать прямые горизонтальные и вертикальные, округлые линии;
различать правую и левую руку, обозначать словами положение предмета относительно себя в пространстве и на листе бумаги; двигаться в заданных направлениях;
согласовывать движения руки с ритмом, задаваемым голосом в считалках.
Определение готовности к обучению письму.
Методика: рисование простых узоров.
Цель: выявление умения детей анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов.
Автор: Москаленко В. В. Занятия со старшими дошкольниками : формирование графических навыков и временных представлений. Волгоград: Учитель, 2009.