Татьяна Добриченко
Поисково-познавательная деятельность во второй младшей группе «Откуда появилась тень»
▼ Скачать + Заказать документы
Поисково- познавательная деятельность во второй младшей группе "Откуда появилась тень"
Цель: Создать условия для формирования у детей представлений о тени и ее свойствах.
Задачи:
- понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение;
- формировать у детей навык распознавания предмета по теневым заготовкам;
- воспитывать дружеские отношения при детско-взрослом взаимодействии.
Оборудование: фонарики,
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Добрый день! Ребята, отгадайте загадку:
Публикация «Поисково-познавательная деятельность во второй младшей группе „Откуда появилась тень“» размещена в разделах
Ей бродить ничуть не лень,
Рядом с вами каждый день.
Стоит солнышку зайти,
Как ее вам не найти.
(Тень)
Воспитатель: Что такое тень и откуда она взялась?
Дети размышляют и отвечают.
Воспитатель: Я предлагаю провести несколько экспериментов и выяснить, какими свойствами обладает тень. Вы согласны?
Воспитатель: Ребята, а теперь повернитесь, хлопните в ладоши, закройте глаза. Теперь вы превратились в юных исследователей!
2. Основная часть
Опыт 1. «У всех ли предметов есть тень?»
Цель: Выяснить, все ли предметы имеют тень.
Ход: Предложить детям определить, одинакова ли тень от деревянного бруска и от тонкого прозрачного кусочка пластика?
Вывод: Не дают тень прозрачные предметы, так как пропускают через себя свет. Чем прозрачнее предмет, тем тень светлее. Темные плотные предметы дают темную тень, так как от них меньше отражаются лучи света.
Воспитатель: Молодцы! С первым опытом справились. Предлагаю немного размяться!
3. Физминутка
Музыкальная физминутка «Двигайся, замри»
Воспитатель: Отлично! Я чувствую прилив сил. А вы?
Ответы детей
Воспитатель: А где еще, кроме комнаты мы можем увидеть тень?
Дети размышляют и отвечают.
Воспитатель: Предлагаю, подойти к окну и рассмотреть уличные тени.
4. Наблюдение «Уличные тени».
Цель: Рассмотреть тень от солнца на улице. Сделать вывод о том, что тень появляется, когда есть источник света. Лучи света не могут пройти через предмет и образуют тень. В тени прохладнее, чем на солнце.
Воспитатель: А давайте сейчас посмотрим на наши тени. Какие они?
Дети размышляют и отвечают.
Воспитатель: А как вы думаете, от предмета всегда одна тень или может быть несколько?
Дети размышляют и отвечают.
Опыт 2. «Несколько теней от одного предмета».
Цель: определить, что от предмета может быть несколько теней, если рядом не один источник света.
Ход опыта: около окна на столе поместить деревянный брусок, он будет отбрасывать одну тень. Добавить еще несколько источников света при помощи настольной лапы и фонарика и определить, что теней стало три, то есть столько же, сколько источников света.
Воспитатель: Сколько всего мы узнали! А как вы думаете, изменится ли тень от предмета, если источник света будет находиться то дальше от предмета, то ближе к нему?
Дети размышляют и отвечают.
Опыт 3. «Большие и маленькие тени».
Цель: определить, что чем ближе источник света к предмету, тем тень меньше (короче, чем дальше - тем тень больше (длиннее).
Ход: взять любой предмет и встать с ни около стены, подсветить фонариком. Мы увидим тень определенного размера, почти равную размеру предмета. Затем один ребенок берет фонарик и отходит с ним на пару шагов назад – тень становится больше (длиннее).
Воспитатель: Ребята, а вы заметили, что тени имеют разные размеры и формы и что некоторые из них похожи на какие-то предметы?
Дети отвечают.
Воспитатель: Давайте попробуем поиграть в такую игру: «Дорисуй предмет из тени!». Ваша задача: взять лист бумаги, положить на него любой понравившийся предмет, это может быть мятый лист бумаги, игрушка, листья гербария и пр., все то, что вам больше всего приглянется в группе. Этот предмет необходимо расположить так на листе, чтобы на него падала тень. Внимательно посмотрите, на что она будет похожа и попробуйте дорисовать предмет на ее полученной тени (рисунок 1).
Рисунок 1 – примеры выполнения упражнения «Дорисуй предмет из тени!».
Воспитатель и дети смотрят, что у кого получилось, делятся впечатлениями от проделанной работы.
5. Рефлексия
Воспитатель: Ребята, как много интересного вокруг нас! Что мы сегодня с вами узнали о тенях?
Дети обобщают полученный на занятии материал.
Воспитатель: Вы знаете, существуют теневые театры со специальными куклами (показывает ширмы-экраны теневого театра, вы слышали о таких?
Дети отвечают.
Воспитатель: Знаете, как он работает?
Воспитатель показывает технологию работы теневого театра (рисунок 2, показывает куклы данного театра и предлагает детям попробовать себя в роли актера такого театра. Дети самостоятельно делятся на подгруппы и пробуют поиграть в таком театре по замыслу.