Кутырева Юлия
Поисково-познавательная деятельность в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
ЖИВАЯ ПРИРОДА
РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ КАК ЖИВЫЕ ОРГАНИ3МЫ:
РОСТ, ПОТРЕБНОСТИ, РАЗМНОЖЕНИЕ
Где прячутся детки?
ЦЕЛЬ Выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые рас-тения.
МАТЕРИАЛ Почва, лист и семена клена (или другого растения, овощи.
ХОД ИГРЫ Незнaйка не сумел вырастить дерево - просит помочь. Дети рассматривают лист и семена, называют их, выясняют, что для роста нужна Бода или земля. На дно неглубокой емкости на влажную вату помещают лист и семена, закрывают влажной тканью, ставят в теплое место, поддер-живая ткань и вату во влажном состоянии. Через 7-10 дней выявляют ре-зультаты (с зарисовкой) : лист загнивает, семечко дает проросток. Еще через 23 недели наблюдают за ростом проростка, пересаживают его в почву (зари-совка). Наблюдение заканчивается с появлением ростка из почвы. Зарисов-ки оформляются в виде дневника и отправляются посылкой Незнайке.
Публикация «Поисково-познавательная деятельность в средней группе» размещена в разделах
У кого какие детки?
ЦЕЛЬ Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка.
МАТЕРИАЛ Овощи, фрукты, ягоды (вишня, слива, подносы, ножи для овощей, лупа, молоточек, изображения растений, коллекция семян и расте-ний.
ХОД ИГРЫ Дети из младшей группы просят старших помочь составить коллекцию семян к растениям на картинках. Дошкольники разрезают, раз-ламывают плоды, находят семена, рассматривают, описывают, сравнивают их, находят сходство (оболочка, ядрышко, пробуют на прочность. В конце занятия подводят итог: в ядрышках есть запас питания для нового расте-ния, «кожица» защищает его. Оф6рмляют коллекцию для малышей.
Нужен ли зимой растениям снег?
ЦЕЛЬ. Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе.
МАТЕРИАЛ Емкость с водой, листочки комнатных растений, алгоритм деятельности (Приложение, рис. 2).
ХОД ИГРЫ Взрослый предлагает детям выяснить, как чувствуют себя рас-тения под снегом. Выносит две емкости с водой, одну из которых ставит на снег, а другую – под снег на время прогулки. Взрослый проверяет состоя-ние воды в емкостях испрашивает, почему под снегом вода не замерзла (под снегом тепло); что случится с растениями, если зимой не будет снега (снег сохраняет тепло растениям, они не вымерзнут. Не будет снега - могут замерзнуть и погибнуть корешки). Дети высказывают предположения, зари-совывают их. Взрослый вместе с детьми находит место, где снег выдувает-ся, обозначает его условным значком: «нет снега». Весной можно наблю-дать за появлением растительности на разных участках с привлечением за-рисовок. Делают вывод о необходимости снега растениям зимой.
Почему тает снег?
ЦЕЛЬ. Установить зависимость изменений в природе от сезона.
МАТЕРИАЛ Емкости для снега.
ХОД ИГРЫ Взрослый вносит в помещение колобки из снега, размещает их в местах с разной температурой (батарея, подоконник, возле двери, на шкафчике и т. д.). Через некоторое время предлагает детям принести ко-лобки. Выясняет, что произошло с ними и почему некоторых нет совсем (в тепле снег превратился в воду).
Где быстрее наступит весна?
ЦЕЛЬ. У становить зависимость изменений в природе от сезона.
МАТЕРИАЛ Емкости со снегом, льдом.
ХОД ИГРЫ Взрослый вместе с детьми выносит на улицу форму, напол-ненную водой. Другую форму наполняет на прогулке снегом. По окончании прогулки заносит в помещение обе формы, оставляет в теплом месте и наблюдает в течение 1-2 часов за происходящими изменениями. Лед тает дольше. Выясняют, где быстрее наступит весна: на реке или на полянке (на полянке солнце быстрее растопит снег).
Где снег не тает?
ЦЕЛЬ. Выявить зависимость изменений в природе от сезона.
МАТЕРИАЛ Емкости с водой, снегом, льдом.
ХОД ИГРЫ Ранней весной взрослый вместе с детьми наполняет снегом одинаковые по размеру емкости и расставляет их по всему участку. Через определенное время емкости рассматривают и выясняют: почему в некото-рых из них снег почти не растаял (они стояли в тени, где и почему быстрее наступит весна - на полянке или в лесу (на полянке; в лесу больше тени от деревьев, снег лежит дольше).
Где будут первые проталинки?
ЦЕЛЬ. Установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появ-лением солнца.
МАТЕРИАЛ Емкости для каждого ребенка, окрашенные в светлые и тем-ные тона.
ХОД ИГРЫ Ранней весной взрослый вместе с детьми наполняет снегом одинаковые по размеру, но окрашенные в темные и светлые тона емкости, ставит их на солнце и наблюдает за изменениями. Дети сравнивают резуль-таты (в темных емкостях снег тает быстрее). В яркий солнечный день взрос-лый предлагает детям потрогать кору березы и рябины и сравнить ощуще-ния (кора рябины горячая, березы - прохладная). Выясняют, возле какого дерева раньше появятся проталин (вокруг деревьев с темными стволами).
Как развивается растение?
ЦЕЛЬ Выделить циклы развития растения: семя росток растение цветок плод семя.
МАТЕРИАЛ Семена, предметы ухода за растениями; влажная ткань, лупа.
ХОД ИГРЫ Младшие дети не знают, как из маленького семечка появляет-ся плод (например, помидор или перец, просят ребят из средней группы рассказать. Дети рассматривают семена, доказывают, что из них может вы-расти растение (есть ядрышко, высаживают в почву после предваритель-ного замачивания, делают зарисовки по ходу наблюдений до появления плодов, отправляют малышам.
Что любят растения?
ЦЕЛЬ. Установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ни-ми.
МАТЕРИАЛ Два-три одинаковых растения, предметы ухода, дневник на-блюдений, алгоритм деятельности (Приложение, рис. 1).
ХОД ИГРЫ Дети ухаживают за тремя одинаковыми растениями по- раз-ному: первое - своевременно пропалывают, поливают, рыхлят; второе - своевременно поливают, пропалывают без рыхления; третье - только поли-вают. Длительно наблюдают за ростом, состоянием, плодоношением с за-рисовкой каждого результата, делают выводы о необходимости ухода для роста и состояния растений.
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕЗОНОВ
Тепло - холодно
ЦЕЛЬ. Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения.
МАТЕРИАЛ а) цветы с клумбы, емкость для растения, предметы ухода; б) веточки разных деревьев, емкости с водой (весной и зимой); в) семена овощей (огурцов, гороха, фасоли, емкости для замачивания, ткань.
ХОД ИГРЫ 1. Дети наблюдают за вянущими растениями на клумбе. Выясняют, почему они вянут, если воды достаточно для роста (вянут, потому что не могут питаться на холоде). Пересаживают растение вме-сте с почвой в подходящую емкость, вносят в помещение, наблюдают за изменениями, происходящими с цветами в помещении и на клумбе. Взрослый предлагает зарисовать результаты в дневнике наблюдений.
2. Дети рассматривают веточки голых деревьев. Выясняют, почему нет листочков (холодно) и как сделать, чтобы они появились (растениям для роста нужно тепло). Вносят веточки в помещение, рассматривают почки, помещают вводу, наблюдают за ростом почек, появлением листьев. Зарисовывают наблюдения в дневнике в сравнении: на участке - в помещении.
3. Дети рассматривают семена. Выясняют, можно ли высаживать их на грядку в апреле (нет, холодно, они погибнут). Замачивают семена - «бу-дят» их. Помещают семена во влажную ткань, ставят в разные по темпе-ратуре места, поддерживают во влажном состоянии. Через -2-3 дня про-веряют результаты: выясняют, что помешало «проснуться» одним семе-нам и помогло - другим (семена в тепле и влаге проросли, остальные - лишь набухли от воды). Высаживают проросшие семена в ящички для получения рассады.
Кто улетит, кто останется?
ЦЕЛЬ. Понять зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.
МАТЕРИАЛ Емкость с почвой, мелкими предметами, кора дepeва, муляжи клювов разных птиц, емкость с водой.
ХОД ИГРЫ. Взрослый вместе с детьми выясняет, почему птицы улетают на юг (исчезает корм); почему не все птицы улетают, (некоторые птицы мо-гут найти корм зимой); какие клювы помогают птицам найти корм зимой (длинный клюв дятла помогает достать пищу из-под коры, раздолбить шишку; длинный, мощный клюв вороны дает возможность питаться пада-лью, отходами; короткий, широкий клюв снегирей, свиристелей подходит для срывания ягод рябины, калины; насекомоядные птицы с острыми ма-ленькими клювами не могут добыть другую пищу, кроме насекомых, по-этому они улетают). Дети выбирают любой муляж клюва, потом находят птичку с таким клювом, подбирают корм и решают, оставаться ей или уле-тать.
Зачем зайчику другая шубка?
ЦЕЛЬ. Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.
МАТЕРИАЛ Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые.
ХОД ИГРЫ. Дети наблюдают за одеждой прохожих со сменой времени года и определяют, что зимой она становится теплее. Выясняют, что де-лать животным, чтобы не замерзнуть. Дети представляют, что рука - это «зайчик», И выбирают ему шубку на лето и на зиму (рукавички). Выхо-дят на прогулку в этих шубках и сравнивают ощущения обеих рук. Взрослый выясняет, какую бы шубку дети хотели на зиму, какие шубки нужны зверям зимой (теплые, плотные, с длинным мехом, пушистые). Наблюдения зарисовывают в виде символов.
Как звери меняют шубку?
ЦЕЛЬ. Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.
МАТЕРИАЛ Кусочки меха (старого, кора деревьев.
ХОД ИГРЫ. Взрослый предлагает детям подумать, что делать зверя, кото-рым нужны зимой теплые шубки, но купить их они не могут (отрастить но-вый мех, плотный, тяжелый). Рассматривают старую вылезшую и плотную пушистую шкурку лисы. Выясняют, какую из них лиса могла бы носить ле-том, какую зимой, откуда зимой появилась пушистая шубка и куда она ис-чезает летом. Взрослый подводит детей к пониманию того, как звери, (раз-вешивают» в лесу зимние шубы (проводит старой шкуркой по коре дерева, на ней остаются волоски).
Из чего птицы строят гнезда?
ЦЕЛЬ. Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.
МАТЕРИАЛ Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палоч-ки, камешки.
ХОД ИГРЫ. Дети рассматривают гнездо на дереве, выясняют, что птице надо для его постройки. Выносят самый разнообразный материал, помеща-ют его вблизи гнезда. В течение нескольких дней наблюдают, какой материал пригодился птице, какие еще птицы прилетали за ним. Результаты зарисовываются в дневнике наблюдений или составляются из готовых изображений птиц и материалов
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
ВОДА
Окрашивание воды
ЦЕЛЬ. Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной, мо-жет нагревать другие вещества, некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней раство-ряются окрашенные пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет и запах; чем теплее вода, тем быстрее растворяется ве-щество.
МАТЕРИАЛ Емкость с водой (холодной и теплой, кристаллический аро-матизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчи-ки.
ХОД ИГРЫ. Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета. Выяс-няют, почему предметы хорошо видны (вода прозрачная) и что произойдет, если в воду опустить рисунок, написанный красками. Определяют, что ри-сунок размылся, а вода изменила цвет, обсуждают, почему это произошло (частички краски попали в воду). Выясняют, что еще можно окрасить воду (добавить краситель). Взрослый предлагает детям окрасить воду самим (сразу в стаканчиках с теплой и холодной водой, потрогать сначала оба стаканчика, догадаться, почему один теплый, а другой - холодный, потро-гать воду рукой, Понюхать (без запаха). Взрослый ставит перед детьми за-дачу узнать, в каком стаканчике краска быстрее растворится, для чего пред-лагает положить по одной ложке красителя в каждый стаканчик; как изме-нится окраска, запах воды, если красителя будет больше (вода станет более окрашенной, запах сильнее). Дети выполняют задание, рассказывают, что получилось. Взрослый предлагает положить в теплый стакан еще одну лож-ку красителя и зарисовать результаты опытов. Затем воду разных цветов сливают в разные емкости (для дальнейшего изготовления цветных льди-нок, рассматривая, какой получился цвет.
Изготовление цветных льдинок
ЦЕЛЬ. Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - жидким и твердым. Выявить Свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой нахо
дится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).
МАТЕРИАЛ Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.
ХОД ИГРЫ. Дети рассматривают цветную льдинку, обсуждают свойства льда (холодный, гладкий, скользкий и др.) и выясняю, как была сделана льдинка; как получилась такая форма (вода приняла форму емкости); как держится веревочка (она при мерзла к льдинке). Дети рассматривают обыч-ную воду и окрашенную, вспоминают, как получили последнюю. Дети из-готавливают льдинки: заливают две формочки горячей и холодной водой, запоминают свою форму, ставят на два подноса и выносят на улицу. На-блюдают, какая вода (холодная или горячая) быстрее застыла, украшают участок льдинками.
МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ КАК ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ
Зачем утке и лягушке такие лапки?
ЦЕЛЬ. Найти особенности внешнего вида некоторых животных, позво-ляющие приспособиться к жизни в окружающей среде (лягушки, птицы).
МАТЕРИАЛ Емкость с водой, рукавички с «перепонками», перчатки, ил-люстрации: утка, лягушка, воробей; лягушка в аквариуме.
ХОД ИГРЫ. Взрослый выясняет у детей, может ли воробей плавать и ны-рять, как утка и лягушка; зачем лягушке и утке такие лапки. Надевает на одну руку перчатку перепонками, на другую - с коготками. Дети имитируют движение лапок при плавании и определяют, с
какими лапками будет удобно плыть и почему (удобнее плыть лапками с перепонками, ими лучше отгребать воду, у воробья их нет). В конце занятия дети, наблюдают за плаванием лягушки в аквариуме.
Почему птицы могym летать?
ЦЕЛЬ. Найти особенности внешнего вида некоторых птиц;)позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. МАТЕРИАЛ Крылья птицы из бумаги, контур крыла из тонкой проволоки, картонная и резиновая птички, иллюстрации птиц, животных.
ХОД ИГРЫ. Дети рассматривают иллюстрации, выбирают птиц. Взрослый предлагает доказать, что это птицы (у нихесть крылья, и выясняет, зачем им крылья. Вместе с детьми отпускает с небольшой высоты картонную птичку со сложенными крылышками. Определяет, что с ней случилось по-чему (с нераскрытыми крыльями она не может держаться в воздухе). Взрос-лый прикрепляет к ней раскрытые крылья из бумаги, отпускает и выясняет, что произошло; почему домашние
птицы (куры, гуси) не летают (они тяжелее, крылья не могут поднять их в воздух). Рассматривают иллюстрации с изображениeм диких и домашних птиц. Взрослый предлагает детям прикрепить. Крылья к резиновой птичке и выясняет, что с ней произойдет. Показывает иллюстрацию страуса и спра-шивает, птица это или нет; умеет ли она летать (это птица, но очень боль-шая и тяжелая, крылья не могут поднять ее в воздух).
Кто живет в воде?
ЦЕЛЬ. Найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспосо-биться к жизни в окружающей среде.
МАТЕРИАЛ Емкость с водой, аквариум с рыбками, иллюстрации живот-ных, рыбки-игрушки (со вставленным внутрь грузом, чтобы держались в воде).
ХОД ИГРЫ. Дети рассматривают иллюстрации животных, выбирают рыб. Взрослый выясняет, как догадались, что это рыбы, и чем похожи все рыбы (хвост, плавники). Рассматривают рыбок в аквариуме: у них есть хвост, плавники, тело покрыто чешуей, они разной окраски. Затем сравнивают пластмассовых рыбок: у одной - вытянутое тело, у другой - шаровидное (для выполнения действий с ними их наполняют песком так, чтобы держались в толще воды). Выясняют, какой рыбке легче плавать. Проводят эксперимент, легонько подталкивая рыбок; определяют, кто дальше уплыл и почему (рыбке с вытянутым телом плыть легче).
Средняя группа
Как спрятаться бабочкам?
ЦЕЛЬ. Найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позво-ляющие приспособиться к жизни в окружающей среде.
МАТЕРИАЛ Иллюстрации с изображением ярких цветов, бабочек и одной птички; коллекция бабочек.
ХОД ИГРЫ. Дети рассматривают изображения, выясняют, кто лишний на иллюстрациях (птичка) и почему. Определяют, чем похожи все бабочки, и чем они отличаются (похожи строением - тельце, усики, крылышки; от-личаются - размером и окраской). Выясняют, что помогает бабочкам спря-таться от птиц (разноцветная окраска помогает им «превратиться в цветы).
Взаимодействие воды и снега
ЦЕЛЬ. Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней бы-стрее, чем на воздухе, тает снег. Если в воду положить лед, снег или выне-сти ее на улицу, то она станет холоднее. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть - хрупкость, твердость; проверить способность снега под действием тепла превращаться
в жидкое состояние.
МАТЕРИАЛ Мерные емкости с водой разной температуры (теплая, хо-лодная, уровень воды отмечен меткой, снег, тарелочки, мерные ложки (или совочки).
ХОД ИГРЫ. Взрослый утверждает, что сможет удержать в руках и не пролить воду (жестом показывает, как много, затем демонстрирует это с комком снега. Дети рассматривают воду и снег; выявляют их свойства; определяют, потрогав стенки, какая емкость с водой теплее. Взрослый просит детей объяснить, как они узнали, что происходит со снегом в теплой комнате; что произойдет (с водой, снегом, если снег опустить в воду; где снег быстрее растает: в стакане с теплой или с холодной водой. Дети выполняют это задание - в тарелку, в стаканы с водой разной температуры кладут снег и следят, где быстрее снег растает, как увеличи-вается количество воды, как вода теряет свою прозрачность, когда в ней растаял снег.
ПЕСОК, ГАИНА, КАМНИ
Почему песок хорошо сыплется?
ЦЕЛЬ. Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рых-лость.
МАТЕРИАЛ Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито.
ХОД ИГРЫ Взрослый предлагает детям наполнить стаканчики песком, глиной, рассмотреть и угадать их по звуку пересыпаемых веществ. Выяс-няют, что лучше всего сыпалось (песок, и проверяют, пересыпая вещества из стакана в стакан. Затем высыпают песок в большую емкость горкой и смотрят, что происходит (песок остается в виде горки с ровными краями). Таким же образом высыпают глину и определяют, одинаковые ли получи-лись горки (горка из глины неровная). Выясняют, почему горки разные (частички песка все одинаковые, глины - все разной формы, размера). Дети с помощью лупы рассматривают, из чего состоит песок, как выглядят пес-чинки; как выглядят частички глины; сравнивают их (песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу; частички глины мелкие, очень тесно прижаты друг к другу). Дети просеи-вают песок и глину через сито и выясняют, одинаково ли хорошо проходят через него частички песка и глины и почему. Рассматривают песочные часы и уточняют, можно ли сделать глиняные часы (нет, частички глины плохо сыпятся, прилипают друг к другу).
Посадим дерево
ЦЕЛЬ. Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.
МАТЕРИАЛ Емкости с песком, глиной, палочки.
Ход ИГРЫ Взрослый вместе с детьми пробует посадить дерево
сначала в емкость с песком, потом - в емкость с сухой глиной. Выясняют, куда легче втыкается палочка (в песок) и почему (он рыхлый, неплотный). Уточняют, где лучше держится палочка и почему (держится лучше в гли-не, она плотнее).
ВОЗДУХ
Надувание напалечпика
ЦЕЛЬ. Обнаружить воздух.
МАТЕРИАЛ Емкость с водой, воронка, напалечник.
ХОД ИГРЫ. Дети рассматривают напалечник. Взрослый спрашивает, можно ли его надуть с помощью какого-нибудь приспособления. Рассмат-ривает вместе с детьми воронку; объясняет, для чего она служит; предлагает надеть на узкое отверстие наплечник, потрогать его, повернуть воронку уз-ким отверстием вверх и не наклоняя, медленно погрузить в воду. Обсужда-ет, что случилось с напальчником, таким образом, он надулся.
Затем взрослый осторожно наклоняет воронку, не вынимая ее из воды, и спрашивает детей, как изменяется напальчник (он остается сухим). Взрос-лый наливает воду в воронку, дети наблюдают, как пузырьки воздуха выхо-дят из нее, и видит, что внутри напальчник становится мокрым. Взрослый предлагает детям самостоятельно выполнить эти действия. Дети зарисо-вывают результат.
Поиск воздуха.
ЦЕЛЬ. Обнаружить воздух.
МАТЕРИАЛ Султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой.
ХОД ИГРЫ. Предложить Детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно или по выбранной модели. Объясняют происходя-щие процессы на основе результата действий с предложенным осна-щением (например, дуют в трубочку, конец которой опущен в воду; на-дувают воздушный шарик или целлофановый пакет и др.).
Что в пакете?
ЦЕЛЬ. Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).
МАТЕРИАЛ. Два целлофановых пакета (один с водой, другой с возду-хом) алгоритм описания свойств воздуха и воды.
ХОД ИГРЫ. Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воз-духом, узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают и пр. Обсуж-дают, чем похожи и чем отличаются вода и воздух (сходства - прозрач-ны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т. д. ; различия - вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и засты-вают, принимая форму сосуда; воздух - невидим, невесом и т. д.).
3аzaдочные пузырьки
ЦЕЛЬ. Обнаружить воздух в других предметах.
МАТЕРИАЛ. Емкость с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, комоч-ки земли, глина. ХОД ИГРЫ. Дети рассматривают твердые предметы, погружают их вво-ду, наблюдают за выделением воздушных пузырьков. Обсуждают, что это (воздух); откуда он взялся (вода вытеснила воздух). Рассматривают, что из-менилось в предметах (намокли, стали тяжелее и пр.).
Надувание мыльных пузырей
ЦЕЛЬ. Обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место. МАТЕРИАЛ. Соломинки длиной 10 см разного размера, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор.
ХОД ИГРЫ. Взрослый вместе с детьми по алгоритму разводит мыльный раствор и надувает разные по размеру пузыри. Проводит конкурс «Самый большой пузырь». Выясняет, почему надувается и лопается мыльный пу-зырь (в каплю воды, попадает воздух; чем его больше, тем больше пузырь; лопается мыльный пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле или когда задеваешь и рвешь его оболочку). Обсужда-ют, как надуть самый большой пузырь (надувать осторожно, долго к нему не прикасаться).