МААМ-картинки

Поисково-познавательная деятельность с детьми дошкольного возраста «Вес, притяжение»

Кутырева Юлия
Поисково-познавательная деятельность с детьми дошкольного возраста «Вес, притяжение»

ВЕС, ПРИТЯЖЕНИЕ

Как увидеть притяжение?

Понимать взаимосвязь земного притяжения и веса предмета.

Предметы из разных материалов. подвешенные на нитках, весы.

Дети рассматривают предметы, выясняют, притягиваются ли они к Земле (да, почему не падают (их держит нить). Взрослый предлагает узнать, не бросая предмет, какой из них притягивается сильнее (по силе притяжения). Дети, поочередно, взвешивают предметы на весах, замечают показа-ния.

Выбери

Понимать взаимосвязь земного притяжения и веса предмета. Предметы: одного размера из разных материалов; разных размеров, но близкие по весу; емкости с водой и песком, тонкая резинка, пру-жинные весы.

Дети рассматривают предметы. Взрослый предлагaeт детям узнать, притягиваются ли они к Земле.

С помощью взрослого дети выполняют действия: привязывают нити к предметам, взвешивают их; отпускают над водой, над песком, подвешивают на резинку (тяжелые предметы сильнее растягива-ют резинку). Рассматривают пружинные весы. Взвешивают предметы, различные по весу, отмечая показания весов.

Почему легче? (1)

Выявить случаи про явления невесомости (частичной потери веса) на Земле.

Предмет на нитке, емкость с водой, пружинные весы.

11

Дети рассматривают предмет, взвешивают его, отмечая показания на весах. Медленно погружают его вводу, не снимая с весов. Выясняют, что происходит (весы показывают меньший вес - предмет стал легче. Делают вывод: вода поддерживает предмет, выталкивает его наверх.

Почему легче? (2)

Выявить случаи проявления невесомости (частичной потери веса) на Земле.

155

Емкость в водой, пружинные весы, хомутик из узкой полоски жести.

Дети под руководством взрослого подвешивают к весам груз, фиксируют показания с помощью хомутика. Затем резко опускают весы вместе с грузом в воду (имитируют падение). Определяют, что показания весов восстановились. Выясняют почему хомутик оказался на нулевой отметке (по-тому что показания весов изменились при падении). Взрослый спрашивает детей, когда предмет стал «невесомым» (при падении). Взрослый спрашивает детей, когда предмет стал «невесомым» (при падении, когда человек может почувствовать невесомость (в лифте, при прыжке, на качелях).

Почему легче? (3)

Выявить случаи проявления невесомости (частичной потери веса) на Земле.

Две тяжелые консервные банки, полоска тонкой бумаги.

Дети рассматривают бумагу, пробуя ее на прочность.

Взрослый предлагает положить полоску бумаги под банки и, не трогая банки вытащить ее (она рвется). Затем банки ставят одна на другую, между ними кладут бумагу. Одной рукой держат бан-ки, другой бумагу. Отпускают банки, они падают вниз, бумагалегко выскальзывает. Дети с помо-щью взрослого объясняют это невесомостью банок во время падения.

Как дождинки

Представить, как выглядит вода в условиях невесомости.

Пластины стеклянная и парафиновая, одеколон, вода, растительное масло, рюмка.

Дети рассматривают каплю на парафине, приподнимают парафиновую пластину за уголки, застав-ляют каплю кататься по ней. Аналогично действуют со стеклянной пластиной, капля разливается. Дети выясняют, что в первом случае частицы воды притягиваются сильнее друг к другу (капля со-храняет свою форму, а к земле притягиваются слабее. На стекле притяжение Земли сильнее, поэто-му капля растекается. Демонстрируют устройство капля жидкости в невесомости. Дети капают на дно рюмки несколько капель масла, наливают тройной одеколон (или спирт) до половины объема рюмки, (масло сначала будет на дне рюмки, так как оно тяжелее спирта). Добавляют осторожно во-ду, перемешивая ее со спиртом, при этом масляный шарик медленно поднимается и зависает на не-которой глубине (капля масла «в невесомости»). Добавив масло в шарик, наблюдают, меняется ли его форма. Капля остается круглой, увеличиваясь в размере, даже если пробуют палочкой разру-шить

ее форму. В невесомости она сохраняет свою естественную форму шар. Взрослый предлагает детям поду

мать и ответить, можно ли в космосе налить воду в ведро. Дети отвечают, что в невесомости вода будет в форме

шара, ее можно «поймать» в ведро.

ЗВУК

Как быстрее?

Выявить особенности передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и

жидкие тела).

Бечевка, клейкая лента, ватный тампон.

Дети с помощью взрослого отмеряют длинную бечевку (не менее 60 см, один конец прикрепляют к столу, а за другой - натягивают бечевку и отпускают. Дети наблюдают, как она дрожит, колеблется, издавая негромкий звук, который по воздуху доходит до слуха. Наматывают на палец бечевку, за-крывают одно ухо ватным тампоном, в другое – вставляют палец с намотанной бечевкой. Вновь оттягивают бечевку и отпускают. Выясняют, что звук от колебания бечевки становится громче, по-падает сразу в ухо.

11

Передай секрет

Водопроводная длинная труба не менее 10 м, два обрезка металлической трубы.

На прогулке взрослый предлагает детям встать у разных концов трубы так, чтобы они не видели друг

друга. Один ребенок несильно стучит по трубе, второй - у противоположного конца считает удары (он сначала стоит у трубы, затем приставляет к ней ухо. «Связной. выясняет, все ли передаваемые звуки услышал второй ребенок и когда они были громче (когда звук передавался не по воздуху, а сразу в ухо). Вторая пара игроков передает звуковой сигнал сначала по воздуху (удары металличе-ских обрезков трубы друг от друга, затем по трубе. Связной, выясняет, услышали второй игрок все передаваемые удары (звук по трубе - через твердый предмет был громче, чем передаваемый по воз-духу). Взрослый просит детей объяснить, почему дома нельзя стучать по отопительным батареям (батареи установлены во всех квартирах дома и соединены между собой; если ударить по одной ба-тарее, то звук передастся по другим батареям, это будет мешать соседям).

Звуки в воде

Выявить особенности передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела).

Большая емкость с водой, камешки.

Взрослый предлагает детям ответить, передаются ли звуки по воде. Вместе с детьми составляет ал-горитм действий: бросить камешек и слушать звук его удара о дно емкости. Затем приложить ухо к емкости и бросить камень; если звук передается по воде, то его можно услышать. Дети выполняют оба варианта опыта и сравнивают результаты. Делают вывод: во втором варианте звук был громче; значит, через воду звук проходит лучше, чем через воздух.

Спичечный телефон

Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние.

Два спичечных коробка, тонкая длинная нить, иголка, две спички.

Дети выполняют действия по алгоритму: через центры двух пустых спичечных коробков протяги-вают нить, закрепив ее с обеих сторон с помощью спичек. Натягивают нить, пробуют передать друг другу «секрет». Для этого один ребенок, прижав коробок к губам, говорит; другой, приложив ухо ко второму коробку, слушает. Дети выясняют, что звук могут услышать только двое, непосред-ственно участвующие в опыте. Звук заставляет дрожать коробок, «бежать» по нитке ко второму ко-робку. По воздуху звук передается хуже, поэтому «секрет» не слышен другим. Взрослый спра-шивает, что может почувствовать третий ребенок, если во время разговора двоих (по коробкам) приложит палец к нитке, к коробку (палец, прикасаясь к нити, к коробку, ощущает колебания). Де-ти узнают, что спичечный «телефон» работает по принципу настоящего телефона: там звук бежит по проводам. Дети зажима

ют нить посередине рукой «телефон» не работает (звук передается при. дрожании нитки; если нит-ка не дрожит, звук не передается).

Почему комар пищит, а шмель жужжит

Выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука).

Пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев.

Взрослый предлагает детям провести пластмассовой пластиной по зубьям разных расчесок, опреде-лить, одинаковый ли звук и от чего зависит частота звука. Дети обращают внимание на частоту зубьев и размер расчесок. Выясняют, что у расчесок с крупными редкими зубьями звук низкий, гру-бый, громкий; у расчесок с частыми мелкими зубьями - звук тонкий, высокий.

Дети рассматривают иллюстрации комара и шмеля, определяют их величину. Затем имитируют звуки, издаваемые ими: у комара звук тонкий, высокий, он звучит; как «з-з-з», у шмеля - низкий, грубый, звучит как «ж-ж-ж». Дети рассказывают, что комар маленькими крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий; шмель машет крыльями медленно, летит тяжело, поэтому звук получается низкий.

Поющая струна

Выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука).

Проволока без покрытия, деревянная рамка.

Дети с помощью взрослого закрепляют проволоку на деревянной рамке, слегка натянув ее. Дергая проволоку, Слышат звук, наблюдают за частотой колебаний. Выясняют, что звук Слышится низ-кий, грубый, проволока дрожит медленно, колебания хорошо различимы. Натягивают проволоку сильнее, повторяют опыт. Выясняют, каким получился звук (звук стал тоньше, проволока часто дрожит). Меняя натяжение проволоки, еще несколько раз проверяют зависимость звуча

ния от частоты колебаний. Дети делают вывод, чем сильнее натянута проволока, тем выше звук.

Почем мышонок не услышал щуку?

Выявить причины разного восприятия звуков человеком и животными.

Бумага очень тонкая и плотная, иллюстрации к «Сказке о глупом мышонке», схема строения орга-нов слуха.

Дети вспоминают «Сказку о глупом мышонке», один из отрывков: «Стала петь мышонку Щука, но не слышал он ни звука. Разевает Щука рот, а не слышно, что поет». Выясняют, почему мышонок не услышал щуку, вспоминают, какая часть уха помогает услышать звук (мембрана - барабанная пере-понка, которая находится внутри уха). Дети рассказывают, что у разных живых организмов бара-банная перепонка устроена не одинаково. Взрослый предлагает детям представить, что она может быть разной по толщине (как бумага). Дети, с помощью специальных действий выясняют, какую по толщине мембрану легче заставить колебаться: подносят разные по толщине листочки бумаги ко рту, «гудят», определяют, что тонкая бумага дрожит сильнее значит, тонкая мембрана быстрее улавливает звуковые колебания. Взрослый рассказывает об очень низких и очень высоких звуках, которые ухо человека слышать не может, а разные виды животных их слышат (например, кошка слышит мышь, узнает шаги хозяина; перед землетрясением животные чувствуют колебания земли раньше человека и т. д.).

Как видят летучие мыши?

Выявить возможности измерения расстояния с помощью звука.

Иллюстрации летучих мышей, подводной лодки, корабля; мяч, емкость с водой.

Дети рассматривают иллюстрации летучих мышей, рассказывают, что летучие мыши плохо видят, ведут ночной образ жизни. С помощью опыта выясняют, что помогает летучим мышам не наталки-ваться на предметы и друг на друга: берут емкость с водой, у одного края емкости изображают вол-ны; наблюдают, как волны доходят до противоположного края и идут в обратном направлении «как звуки». Затем берут мячи, отбивают с большого расстояния и с близкого. Взрослый обращает вни-мание, что похожее явление происходит со звуками: долетая до твердых предметов, они возвра-щаются обратно, как бы отталкиваясь от них. Дети узнают, что летучие мыши издают особые звуки, которые помогают им измерять расстояния. Взрослый предлагает угадать: если звук возвращается быстро, значит. (предмет близко); если звук возвращается нескоро, значит. (предмет далеко). Взрослый обращает внимание детей на то, что, используя свойство звука передаваться на большие расстояния, человек изобрел особый прибор - эхолот. Прибор необходим морякам. С его помощью можно измерять глубину моря, посылая звук и принимая его обратно.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Познавательная деятельность с детьми второй младшей группы «Свойства воды»Фотоотчёт «Познавательная деятельность с детьми второй младшей группы «Свойства воды» Вода - источник жизни на земле. Где живёт вода? Для кого она важна? И какими свойствами обладает она? Мы попытались разобраться совместно.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возрастаОпытно-экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста Опытно – экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста Вокруг нас постоянно что-то меняется, происходят какие-то.

Поисково-познавательная деятельность в работе с детьми. Проект «Свет и тепло-важные факторы для роста растений»Поисково-познавательная деятельность в работе с детьми. Проект «Свет и тепло-важные факторы для роста растений» Вид проекта: А) Исследовательский Б) Познавательный В) Практический Срок: две недели. Цель: Способствовать формированию представлений о.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Поисково-познавательная деятельность с детьми дошкольного возраста «Вес, притяжение»
Опубликовано: 8 сентября 2024 в 18:49
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Поисково-познавательная деятельность с детьми дошкольного возраста «Вес, притяжение»» (включая файлы) размещена пользователем Кутырева Юлия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 сентября. День осенней одежды. Передвижка

Наступила долгожданнаяосенняя пора — еще не зима, но уже и не лето. Осенью погода очень переменчива: утром — холодно, а днем может быть жарко. Как одеть ребенка в детский сад и что из одежды дать ему с...

9 сентября. Всероссийский день лука. Передвижка «Лук от семи недуг»

 Всероссийский день лука отмечается 9 сентября. О пользе лука известно давно — у этого огородного растения мы едим и вершки, и корешки. А еще лук лечит, дезинфицирует, витаминизирует и укрепляет —...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД