Холодова Наталья Андреевна
Поисково-исследовательская деятельность как средство развития детской инициативности
Поисково – исследовательская деятельность как средство развития детской инициативности
Период развития ребенка дошкольника, когда он учится понимать окружающий мир, наполненный множеством открытий и интересных приключений – детство. Каким оно будет для него зависит от окружающих его взрослых людей. Поэтому важно именно в этот период его жизни воспитать в ребенке такие качества как самостоятельность, инициатива.
Публикация «Поисково-исследовательская деятельность как средство развития детской инициативности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Инициатива (от лат. initium — начало) — почин, принятие человеком самостоятельного решения, форма проявления его общественной активности.
Самостоятельность- личностное качество, выраженное в способности мыслить, анализировать ситуации, вырабатывать собственное мнение, принимать решения и действовать по собственной инициативе
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Иммено дошкольный возраст является периодом формирования творческой, инициативной личности. Как отмечают психологи, именно в этот период идет формирование дошкольника как личности,закладываются основы его характера.
Для формирования такой личности прежде всего нужно создать благоприятные условия.
Ребенок дошкольник, это маленький исследователь, который хочет узнать, понять и разобраться в окружающем мире. Ведь именно в этот период жизни мы открываем для себя весь мир, который нам кажется огромным, неизвестным. Поэтому нам следует поддержать ту жажду познаний, которая характерна в этом возрасте.
Некоторые виды деятельности развиваются, порой, без помощи взрослого и даже вопреки его запретам, среди них экспериментирование и игра. Экспериментирование (поисково – исследовательская деятельность) лежит в основе любого процесса детского познания и пронизывает все сферы детской жизни.
Для развития поисково-исследовательской деятельности детей в детском саду должны быть созданы все условия, которые развивали бы его активность в этом направлении. Для этого следует создать предметно –пространственную среду, которая соответствовала бы следующим требованиям:
- предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию;
- образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей;
- содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы;
- родители должны быть в курсе всего что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т. д.
Так же при организации такой работы следует придерживаться таких принципов как:
- Деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.
- Вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.
-Креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.
Таким образом, правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детской инициативы и самостоятельности в поисково – исследовательской деятельности.
Немаловажную роль играют формы и методы работы с детьми это:
-поощрение инициативы, самостоятельности;
-оказание поддержки детских инициатив;
-общение с ребенком;
-моделирование ситуаций.
Именно разнообразие форм работы способствует развитию у дошкольника любознательности, желание познать явления окружающего мира.
Формирование у ребёнка исследовательских навыков и способность самостоятельного поиска информации — цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду согласно ФГОС. Воспитатель способствует развитию в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. Познавательно-исследовательская деятельность проявляется в таки видах деятельности как : непосредственная образовательная деятельность, самостоятельная деятельность и конечно же в общении со взрослым, в игровой деятельности. Способность ставить вопрос в связи с возникновением неизвестного или пока малоизученного объекта и находить ответ свидетельствует о высоком уровне умственного и психического развития дошкольника.
Рассмотрим некоторые формы организации поисково-исследовательской деятельности в старших группах.
-Исследовательские проекты. Для приобщения дошкольников к исследовательской деятельности целесообразно составлять исследовательские проекты, которые в полной мере знакомят их с окружающим миром. Важным в этих проектах является отслеживание результатов на каждом этапе, делать выводы. Результаты мы обязательно фиксируем в дневниках наблюдения. Темы проектов могут быть различными. Пример: «Огород на подоконнике» дети выращивают лук, пшеницу, видут наблюдение за развитием растений, делают выводы, что растениям для их развития необходимы свет,вода, тепло. Так же могут быть проекты «Поможем воде стать чистой», «Испытание магнита»
-Рассматривание наглядного материала. Детям старшего дошкольного возраста интересно изучать макеты и модели объектов, которые позволяют узнать об их устройстве или функционировании (макеты планет, вулкана, кораллового рифа, модели подводной лодки, робота-погрузчика, лунохода, космического спутника). Так же в этом возрасте дошкольникам интересны минералы,собираем гербарии,рассматривают энтомологические коллекции насекомых,узнают их особенности.
-Изучение явлений и событий общественной жизни, явлений природы. Исследование того, что происходит в настоящем времени. Это может быть наблюдение за появлением и исчезновением радуги во время прогулки, экскурсии.
-Эксперименты и опыты. Старшие дошкольники самостоятельно проводят по словесным инструкциям практические исследования объектов, внимательно наблюдают за демонстрацией сложных опытов педагогом. Следует помнить, что для того,чтобы они самостоятельно проводили опыты следить за выполнением ими правил безопасности. Мной разработаны следующие правила : «Работа с живыми объектами», «Инструкция по работе в лаборатории» Вся ответственность за соблюдением этих правил лежит на воспитателе. В подготовительной группе детское экспериментирование может сохранять элементы игровой деятельности. Темы экспериментирования в подготовительной группе могут быть : «Где прячется воздух?»
«Свойства почвы» «Откуда пришла вода?» «Взаимодействие и переход вещества из одного вида в другой».
Следует отметить, что любое педагогическое начинание малоэффективно если в нем не принимают участие родители. В связи с этим, следует уделить особое внимание родителей на необходимость формирования творческой, активной личности. В своей работе с родителями на эту тему провожу собрания на тему: «Экспериментальная деятельность ребенка в семье», «Роль семьи в развитии инициативности и самостоятельности у дошкольника» В родительском уголке, в разделе «Советы и рекомендации» размещаю конкретные темы, содержание деятельности по данному разделу. Постепенно родители тоже становятся заинтересованными в данной деятельности. Сами предлагают темы экспериментальной деятельности, среди них такие темы как : «Волшебство на кухне» -речь идет о таких опытах как: как разделить смешавшиеся соль и перец, как узнать яйцо свежее или отварное.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод : разнообразие форм и методов работы с дошкольниками, взаимодействие с родителями являются необходимыми условиями развития из самостоятельности, инициативы в поисково-исследовательской деятельности.
Литература:
1Вераксы Н. Е. ,Комарова Т. С. Васильева М. А. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. - Москва. :Мозаика-Синтез,2015.
2. Куликовская Э. И. Дошкольное экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - Москва. : Педагогическое общество России -2003 стр,117
3Оденцова Л. И. Экспериментальная деятельность в ДОУ. - Москва. : ТЦ «Сфера»2013 стр,76
4. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. - Москва. : АРКТИ 2008 стр,30