Людмила Ковалёва
Консультация для родителей «Похвалить или осудить?»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждому человеку всегда хочется знать, как относятся окружающие люди к его поведению. Как они его оценивают. Особенно чутко относятся к такой оценке дети и подростки. Для них очень много значит, получить подтверждение тому, правильно ли они поступают, прежде всего от тех людей, которые им близки, которых они уважают. Очень часто дети вообще что- то делают только потому, что их похвалит за это мать или отец, или ещё кто-то из уважаемых ими людей. Желание заслужить одобрение очень часто служит движущей силой, помогающей детям совершать хорошие поступки.
Публикация «Консультация для родителей „Похвалить или осудить?“» размещена в разделах
Оценка поведения или взглядов, которую называют «моральным суждением», заставляет делать или не делать что-либо, выполняет функцию стимула. Оценивая своих детей, многие родители справедливо полагаются на мнение
учителя. Хвалит учитель детей или ругает, что он о них говорит, как отзывается - всё это существенно определяет мнение о детях в семье. Ребёнок, обычно, старается оправдывать это мнение даже и тогда, когда оно не высоко. Невысокое мнение о ребёнке может вызвать его противодействие, и если дети не согласны с ним, они поступают нарочито плохо.
То, что учителя, прежде всего, классный руководитель, говорят о ребёнке, надо непременно воспринимать всерьёз. Ведь им известно, как о вашем ребёнке отзываются одноклассники. Родителей должно интересовать не только, как ребёнок учится, но и что он за человек, любят ли его в классе, есть ли у него друзья, пользуется ли он авторитетом и как реагирует на похвалу и порицание.
Но как похвалить детей правильно, если они сделали что-то достойное похвалы? Как наказать их так, чтобы наказание подействовало? При ответе на эти вопросы надо исходить из того, что ваш ребёнок - это обычный ребёнок, не лучше и не хуже, чем другие. В родительском доме, так же как в школе, гораздо меньше хвалят, чем ругают и наказывают.
Родители часто, лучше, чем учителя, видят, старается ли ребёнок вести себя сегодня тише, быть более внимательным, чем вчера. Они замечают, внимателен ли он по отношению к младшим или реагирует зло и несдержанно на всё,
что ему не по нраву.
Если ребёнок с трудом чего-то добился, это разумеется, надо оценить по достоинству. Погладить по голове, мимоходом поцеловать, слегка пожать руку, сказать что-нибудь одобрительное; выраженная похвала вызывает дальнейшее усердие. Если ребёнок долгое время вёл себя плохо, если его часто ругали, такое поощрение при первом же шаге к исправлению укрепит его волю и желание в дальнейшем вести себя лучше.
Часто дети долгое время ведут себя так, что заслуживают только похвалу. Вдруг что-то меняется. Ребёнок становится дерзким и несдержанным. Родители не знают, что и делать. Реакция родителей часто сводится к возмущению, иногда связанному с оскорблениями в адрес ребёнка и даже телесным наказаниям, потому, что ребёнок не оправдал родительских надежд. Это может пройти без последствий, но может и привести к педагогическим осложнениям. Особенно часто так случается с подростками. Конечно, надо указывать ребёнку на его правильное или неправильное поведение.
Бывает целесообразно высказать своё разочарование или резкое неодобрение. Но некоторые папы и мамы слишком любят всё запрещать. Нередко они грозят ребёнку наказанием. Но страх перед наказанием не может быть долгое время единственным мотивом нормального поведения. Дети должны понять, что поступают неправильно и могут вести себя по-другому.
При оценке поведения детей следует исходить из результатов их поступков. Предпосылкой для действенности поощрения и порицания в конечном счёте является авторитет родителей, который ни в коем случае не может быть основан на страхе. Телесные наказания должны быть полностью исключены.
Никогда нельзя унижать достоинство ребёнка. Похвала не должна быть преувеличенной, порицание нельзя высказывать в оскорбительной форме.
Реакция других членов семьи не должна противоречить воспитательным намерениям родителей.