Аноним
Духовно-нравственное воспитание детей в контексте культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Поговорим о духовно – нравственном воспитании в контексте культуры.
Методы обучения должны
приноравливаться к душевному развитию учащихся,
а не силы учащихся
к методам и программам.
Стэнли Холлом.
Дошкольное детство - своеобразный и самобытный период. Это время социализации, когда ребенок приобретает ориентацию в мире человеческих отношений, усваивает нормы миропорядка.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей в контексте культуры» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Сегодня культуру можно рассматривать как фактор пробуждения в человеке духовного начала. Понимание этого и побудило мой интерес к этой работе.
Новое педагогическое мышление в современном образовании и воспитании определяется как творческий процесс, в котором происходит присвоение ребенком культурных ценностей, универсального человеческого опыта и ставит своей целью помочь детям глубже проникнуть в пласты культуры, осмыслить их совместными усилиями взрослого и ребенка, создать условия для расширения духовно- практических возможностей детей на основе ценностных ориентаций.
Приобщение дошкольника к общечеловеческим ценностям возможно через погружение в родную культуру и культуры других народов в режиме диалога и полилога. Это позволит ребенку увидеть мир в панорамном срезе, расширить свое миропонимание, уточнить и углубить ценностное сознание, отделить хорошее от плохого, справедливое от несправедливого, красоту от безобразия, добро от зла.
В связи с этим возникает проблема обновления содержания литературного материала, выхода за рамки предложенного программой.
Хранителем нравственности и духовности является народное творчество: сказки, мифы, легенды, притчи, игры, содержащие общую и национальную модель мира. Она выражена в архитипах, символах, идеалах, мотивах. Все это позволяет создавать культурно- нравственный и гражданский фундамент личности, в основе которого лежат чувства, объединяющие людей. Я убеждена, что присвоение ребенком культурного наследия и превращение его в свое личное достояние развивает у него доминантные национальные черты характера.
Первое к чему я обратилась - это мифология. Именно в ней запечатлена языческая культура народов мира. Будучи чудом, миф на языке символов говорит о вечном. В мифологическом представлении о мире противопоставлены категории: «свои» - «чужие», «дом» - «лес», «день» - «ночь», «близкий» - «далекий, «мир» - «антимир».это истоки формирования самосознания.
Второй ступенью я определила знакомство с национальной картиной мира, осмысление ее ключевых образов, открытие значения и символики животных и птиц, цветов и деревьев, особенности национального жилища. Знакомство с национальным пейзажем как элементом культуры есть необходимое звено работы с дошкольниками.
Основным методом работы с детьми я выбрала проблематизацию культурно- исторического материала, что позволило влиять на творчество и изобретательность ребенка, развивать постигающее мышление и образное воображение. Дети получили возможность вовлекаться в совместные рассуждения «взрослый- ребенок», заряжаться эмоциями. Обогатилось речевое поведение, которым раньше они не обладали. Ребята стали активно участвовать в элементах рефлексии путем вхождения в культурно- исторический опыт прошлого, проявлять свое собственное «Я» и, таким образом. Развивать ценностное сознание, самореализовываться через диалог.
Адаптируя понятие «духовность» к ребенку- дошкольнику, понимаю его не только как систему гуманных чувств (радость, сочувствие, благодарность, представления о моральных принципах (честность, справедливость) и качествах личности (правдивость, доброта, скромность, но и как систему ценностных предпосылок (толерантность, уважение к людям и всему живому, стремление не причинять зло, приобщение к народному духу).
В сотрудничестве с детьми старалась опираться не только на то, что дано им от природы, но и активизируя развивающее направление, обеспечивающее превращение всех этих качеств в личное достояние каждого. С этой целью обратилась инновационным формам занятий:
1. Диалог- размышление, который позволяет вовлекать в сотворчество и сопереживание весь коллектив детей;
2. Диалог- согласие, коллективный поиск, кода ценности постигаются в столкновении, дополнении и углублении мнений и стремлений к единству. - Модель взаимодействия педагога и ребенка в диалоге культуры представляю в таблице. -
Несколько конспектов занятий с детьми подготовительной к школе группе предлагаю вашему вниманию.
Насколько эффективной оказалась эта работа свидетельствует уровень этических знаний и рассуждений детей, их способность понимать, чувствовать состояние других, проявлять свое «Я», быть готовым содержательно общаться, самореализовываться. Эти качества были отмечены родителями и учителями начальных классов, где сейчас обучаются дети.
Не считаю эту работу законченной. Проблема духовности – один из участков педагогической целины.