Надежда Сальева
Конспект занятия «Подводный мир Дальнего Востока. Знакомство с Дальневосточным заповедником»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить с обитателями подводного мира Японского моря. Выяснить особенности их строения и образа жизни. Подчеркнуть богатство и многообразие растительного и животного мира Японского моря. Воспитывать в детях чувство восхищения природой и желание ее сохранить. Пособия: Фото: панорама берега в одном из живописных уголков морского заповедника, ламинария, актиния, трепанг, краб, медуза, камбала, морской черт, скат, чайка, кайра, раковины гребешка, мидии, звезды, ежи, рыба еж. Дети слушают запись" Шум моря, прибоя" -Ребята, а вы любите море? А никто из вас не пытался в течение нескольких минут посидеть на берегу моря, помолчать, посмотреть внимательно на волны и послушать их шепот? - Да - Море, как добрый волшебник, притягивает к себе. Скажите, а как легче передвигаться в воде? -Плавать -Что трудно делать в воде? Кто из вас рассматривал под водой свои руки и ноги? Что с ними происходит? - Ходить, они плавают. (Показ цветного фото морского заповедника) - Вот какое море без конца и края, На песчаный берег волны набегают. Перестанет ветер на море сердиться, Станет видно, кто там в глубине таится. (Е. В. Новожилова) -Давайте прямо сейчас отправимся с вами, ребята, в подводное путешествие. Что нам нужно для такого путешествия? - Ласты, маска, акваланг, гидрокостюм -Как мы будем заходить в воду? -Спиной вперед (Ребята имитируют надевание подводного снаряжения и заход в море) -Путешествие началось. Смотрите, мимо нас скользят какие- то парашютики. -Медузы. Много медуз. -Они жалят, как крапива. Щупальца медуз покрыты пузырьками с ядом. Медузы бывают разные: одни меньше мухи, другие- истинные великаны. Их студенистый купол похож на большой зонт. - Кочует солнце в глубине пролива Лаперуза. На полыхающей волне колышется медуза. Важна, степенна, холодна, а сквозь нее вода видна. Вода синей- она синей. Вода светлей- она бела. Лишь тронь- дрожит, воьмешь- скользит. Куда волна, туда она! В. Коржиков. -Ребята, а кто это ползет по дну? Давайте посадим себе на ладонь. -Это звезда. (дети берут засушливые звездочки) -Звезда нас совсем не боится и смело ползет по ладони, она нас щекотит. Оказывается, есть у морской звезды на лучиках ножки- присоски, с помощью которых она передвигается. Ползет медленно, выдвигая вперед один лучик. Она ползет, она сосет, она грызет, Заглатывая везде своих товарок по воде! И тишь вокруг. И ни следа. Какая странная звезда! В. Коржиков - А это гребешок, морской моллюск, который живет в двустворчатом домике- ракушке. Захлопывая створки, гребешок выталкивает воду через специальные отверстия и так скачками ппередвигается по морскому дну. Но стоит ему зазеваться, и звезда крепко обнимает домик моллюска и начинает раздвигать створки. И так часа 3-4 ,пока не устанет мускулзамыкатель гребешка. Как только сопротивление ослабло, звезда фиксирует положение приоткрытых створок, выбрасывает из центрального отверстия свой желудок и переваривает моллюска в его собственном домике. Оказывается, морские звезды могут восстанавливать утраченные части тела. Из каждой половинки разорванной звезды вырастает новая звезда.. Ракушка- домик-прыг и нет. Ему напрасно смотрит в след Звезда морская: за вершок ее почуял гребешок Н. В. Новожилова Кстати любит звездочка и мидию. (рассматриваем раковины мидии, В отличии от гребешка мидия всю свою жизнь проводит на одном месте, прикрепляясь длинными прочными нитями к камням и к друг к другу. Ребята, а какой изнутри домик мидии? -Мидия- ракушка, лаковое брюшко. -Правильно, внутренняя часть раковины выстлана слоем перламутра. И если вам повезет, можете найти жемчужину. -А теперь мы попали в настоящий лес, но подводный. Зеленые, красные, бурые водоросли переплетаются так, что сквозь них трудно пробраться. В этом. подводном лесу мы с вами можем и перекусить. Смотрите,какая широкая, плотная зеленобурая водоросль. Это морская капуста- ламинария. Кто ел морскую капусту и нравится она вам? -Она очень полезна для здоровья человека, лечит многие заболевания. -А, это кто сидит на камушке? -Морской еж. -А вот этого не трожь! Хоть морской, а все же еж! Он лежит себе молчком, иглы острые торчком. Полежит, да как уежит!Даже йод вам не поможет. Хоть еж и брат морской звезды, последняя не церемонится: запросто может съесть. Поэтому не зря ежи сплошь утыканы иголками: хоть и слабая, но защита. - А это кто появился из-за камней? -КРАБ. -В Японском море обитает много разных видов краба. Он растет очень медленно:1-2 недели в году во время линьки, когда меняет свой наряд. В это время, оставшись без панциря, краб становится беззащитным. Это животное часто называют "санитаром" моря, так как оно поедает остатки погибших растений и других обитателей морского дна. Ребята, вы заметили, что морские обитатели не похожи друг на друга? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА" Море волнуется" -Вы заметили, что нас с вами сопровождают стайки рыбешек? Здесь они не боятся людей, потому что водолазы на рыб не охотятся. Как вы думаете, что нас надо этой глазастой КАМБАЛЕ? Поднимается она со дна и плывет за человеком. Камбала все роется в песке, добывая себе поживу. А надо спрятаться- забросалась песком, только два бугорка- глаза торчат. Иногда лежат на камнях- отдыхают. Они тоже устают плавать. - В конце лета, когда вода в море хорошо прогревается, у берегов Приморья можно встретить рыбу- луну, стайки летучих рыб, рыбу- ежа. Летучая рыба представляет собой настоящий гидроплан, у которого мотор- хвостовой плавник. Скорость 30 км в час. Полет длится несколько секунд. Рыба может пролетать 400метров. -Поднялась с морского дна рыба круглая- луна. И лежит себе, как блин, посреди морских глубин. "Рыба- луна" Е. В. НОВОЖИЛОВА -Интересно, ребята, а спят ли рыбки, есть ли у них домики? Есть у рыб и свои домики-гнезда. Звучит только как-то непривычно - "рыбье гнездо". Строят их некоторые небольшие рыбешки из корешков, обломков водяных растений, водорослей. Все это заплетается вокруг основания растения. В гнездо ведет узкий вход. Ночью темень, ночью тишь Рыбка, рыбка где ты спишь? Жаль, что в речке,на воде Нет следов твоих негде. Только темень,только тишь Рыбка, рыбка где ты спишь? Ребята а вы думаете, что могли бы рассказать нам рыбки? 1. Как красиво под водой 2. Спасаем людей от комаров, поедаем комариные личинки 3. Если покинем моря, реки, озера, то водоемы станут пустынны и неинтересны, как лес без птиц 4. Вода стала грязная, на дне много мусора скопилось, стало трудно дышать и двигаться 5. Много стало браконьеров с сетями Мы находимся на берегу, камни прогрелись на солнышке и приятно согревают наше тело. Глаза закрыты, расслабились, нам тепло, хорошо (минута аутотренинга). Но что это за громкие крики? Мы попали на птичий базар (запись голосов птиц). Вы узнали эту птицу? -Чайка Морские птицы никогда не строят себе гнезд, а откладывают яйца на голых скалах. Вот и подошло к концу наше путешествие, до новой встречи, море! 2 часть занятия : рисование "На дне моря"