Елена Колтакова
Конспект интегративного занятия для детей подготовительной группы «Этот удивительный подводный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ИНТЕГРАТИВНОГО ХУДОЖЕСТВЕННО – ТВОРЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
«ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПОДВОДНЫЙ МИР»
для детей подготовительной к школе группе
Составители: музыкальный руководитель, Колтакова Е. Б.
руководитель Изо, Фомина М. В.
Программное содержание:
Публикация «Конспект интегративного занятия для детей подготовительной группы „Этот удивительный подводный мир“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2023
Цель: формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, музыке, художественному слову, потребности общения с ними в процессе творческой деятельности.
Задачи:
Развивающие задачи:
- развивать способность воспринимать оттенки настроений, характеров художественных образов, выраженных в различных видах искусства, и передавать их с помощью выразительного движения, слова, рисунка;
- развивать способность сравнивать, сопоставлять характер музыкальных образов; отмечать средства выразительности, передающие эмоционально – образное содержание произведений;
- развивать умение передавать признаки сказочности, необычности, применяя различные средства выразительности: рисунок, цвет, композицию, пользуясь разнообразными приемами, нетрадиционными техниками; работать в смешанной технике (гуашь, восковые мелки, акварель);
Образовательные задачи:
- формировать умение экспериментировать с разнообразными материалами (ткань, природные и бытовые материалы); инструментами (штампы, кисти, печати, пластиковые вилки, ватные палочки, трубочки для коктейля) с целью создания выразительности образа;
- учить вести поиск собственного решения поставленной творческой задачи.
Воспитательные задачи:
- воспитывать личностные качества детей : чувства дружелюбия, ответственность;
- формировать коммуникативные навыки.
Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Формы организации деятельности воспитанников: игра – путешествие, подгрупповая.
Предварительная работа с детьми: реализация цикла интегративных художественно - творческих занятий по авторской программе «Шаги к творчеству», блок «Этот загадочный подводный мир»; разучивание игрового самомассажа «Акула- Каракула», изображение морского пейзажа, морских обитателей.
Методы и приемы:
Словесный: беседа – путешествие, беседа -обсуждение, беседа – проблемная ситуация;
Наглядный: рассматривание книжной графики;
Практический: экспериментирование с тканью, бытовыми и природными материалами; экспериментирование с изобразительными материалами; дидактические игры; игровые самомассажи; активное восприятие музыки, изобразительного материала; пальчиковая, креативная гимнастики; ритуалы приветствия, вхождения в художественный образ и прощания.
Музыкальный материал: Л. Бетховен Соната № 17, 3 часть «Аллегретто»; Л. Делиб, балет «Сильвия», «Полька – пиццикато»; Р. Шуман, «Альбом для юношества», «Незнакомец».
Художественный материал: книжная графика (пейзажи подводного мира).
Демонстрационный материал: ткань, ленты, природные материалы: камешки, раковины; бытовые материалы, перчатки, платки, бусы.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия:
Изо- руководитель: Есть волшебная страна - в изостудии она.
Здесь у красок – Королева - Кисточкой ее зовут,
Здесь пажи ее – мольберты, присмотритесь, они тут!
Поздоровайтесь с ними!
Дети: Здравствуй, Королева Кисточка, мы к тебе пришли,
И свои улыбки тебе принесли!
Здравствуй Паж-Карандаш!
2. Ритуал вхождения в образ:
Изо – руководитель: Изостудия наша изменилась-
В океан вдруг превратилась!
Мы отправимся гулять-
Дно морское изучать! С Ракушкой!
(передают ракушку друг другу по кругу, сжимая ее)
- Ракушка кружись,
По ладошкам прокатись…
Перенеси скорее нас,
Туда, где быть хотим сейчас!
На морское дно. Присаживайтесь!
3. Восприятие музыки:
Муз. руководитель: Подводный мир такой красивый,
Что глаз не оторвать.
А вам хотелось на подводном балу
Сегодня побывать?)
Кто же первым приплыл на подводный бал – подскажет музыка! (Звучит
«Аллегретто» Л, Бетховена). (Музыка – необыкновенно красивая, легкая, изящная, быстрая, радужная, как будто – кто-то плывет, ныряет)
4. Восприятие книжной графики:
Изо – руководитель: посмотрите внимательно на иллюстрации и подумайте:
- кто из жителей подводного мира, мог танцевать под эту музыку? (рыбки)
- почему ты так думаешь? (рыбки, как музыка легкие, изящные, красивые)
- какие краски использовал художник для изображения рыбок? (разноцветные, радужные).
5. Пластика движений под музыку:
Муз. руководитель: посмотрите, у вас на столиках разноцветные перчатки, оденьте одну и вложите в перчатку платочек – получился хвостик!
Мы сейчас представим, что перчатки – это прекрасные рыбки и оживим их под музыку!
(дети под музыку импровизируют движениями руки танец рыбки).
Молодцы. Снимайте перчатки и оставляйте их на столе.
6. Креативная пальчиковая гимнастика «Ракушка и бусы» :
-Ребята, посмотрите на иллюстрации и обратите внимание на рыбок.
- они одинаковой формы или разной? (разной)
- на какие геометрические фигуры они похожи? (овал, треугольник, круг)
Присаживайтесь на ковер, в кругу. Мы представим, что наши ладошки – это ракушка. Приоткройте ее, и сейчас каждой ракушке мы подарим жемчужины (муз. руководитель раздает из большой ракушки детям в ладошки бусы).
- достаем нитку жемчуга, кладем на ковер и прокатываем ладонями;
- выкладываем на ковре рыбку овальной формы (треугольной, круглой) формы;
Молодцы, складываете бусы в ракушку.
7. Восприятие музыки и книжной графики:
Музыкальный руководитель:
- Хотите узнать, кто еще пришел на бал?. Послушайте музыку и одновременно рассмотрите иллюстрации с морскими обитателями. (звучит «Полька – пиццикато» Л. Делиба) (музыка необычная, легкая, отрывистая, немного смешная, как – будто кто-то идет по морскому дну, а потом подпрыгивает).
Изо – руководитель: Я думаю, вы нашли этого необычного гостя, который ходит по морскому дну по- смешному, боком! Да, это был, конечно же, -Краб!
8. Пальчиковая гимнастика с элементами самомассажа «Крабики» :
Изо- руководитель: И сейчас наши руки превращаются в двух крабиков, которые будут ходит по нашему телу, как по морскому дну под музыку! Мы будем выполнять пальчиковую гимнастику стоя.
(дети выполняют пальчиковую гимнастику под музыку)
Молодцы. Присаживайтесь!
9. Восприятие музыки:
Муз. руководитель: Ребята, хотите узнать, что же случилось потом на подводном балу? … Неожиданно пришла еще одна гостья. Кто же это мог быть? Слушайте! (звучит «Незнакомец» Р. Шумана) (музыка грозная, мрачная, темная, тревожная, стремительная)
Вы догадались, конечно…что это была… Акула!
10. Игровой самомассаж спины «Акула – Каракула» :
Руководитель Изо: Но у нас же – бал! Мы предложим Акуле изменить свой характер и стать дружелюбной! Научим ее дружить! Становитесь друг за другом!
Игровой самомассаж «Акула – Каракула»
Вот плывет в море Акула, (волнообразные движения ребром пр. ладони)
Вот Акула-Каракула! (ребром лев. ладони)
Она зубами – клац-клац! (пощипывающие движения)
Острыми – клац-клац!
Плавниками – бац-бац! (слегка постукивают кулачками)
Быстрыми – бац-бац!
И хвостом – шлеп-шлеп! (шлепающие движения ладонями)
По воде – шлеп-шлеп!
Тут волна ее накрыла… (поглаживают ладонями по кругу)
И вниз утащила… (поглаживающее ладонями движение вниз)
А акула выплывает… (поглаживающее движение ладонями вверх)
И опять с волной играет! (хлопают, и прыжком поворот на 180 градусов, массаж повторяется)
11. Рисование тканью и лентами с использованием природных и бытовых материалов:
Муз. руководитель: Итак, бал в разгаре, а морское дно –невидимое! Предлагаем нарисовать его тканью! (выкладываем с изо-руководителем голубую ткань)
Голубая ткань – это… (море!
Ленты и ткань зеленая – это (водоросли, а розовые – это (кораллы! Эту работу мы поручим девочкам.
Для изображения дна можно использовать природные материалы… (камешки, ракушки). Мальчики выкладывают!
Как красиво получилось.
Изо. Руководитель: У нас получился необыкновенный морской… (пейзаж)
Здесь даже есть линия… (дна).
Здесь есть планы… (передний и задний).
На переднем плане- все изображения кажутся… (большими)
А на заднем плане… (маленькими). Верно!
Но в нашем морском пейзаже кого- то не хватает? Кого? (морских обитателей). Присаживайтесь за столы.
Перед вами силуэты морских обитателей, они попали в сказочный шторм и стали… бесцветные! Нужно им помочь, раскрасить!
Приступаем к работе.
У вас на столах есть различные изобразительные средства – акварель, гуашь, воск; изобразительные инструменты: кисти, ватные палочки, печати, пластиковые вилки, трубочки для коктейля. Каждый выбирает свою технику изображения. Сначала работаем широкой кистью, а мелкие детали прорисовываем ватной палочкой или узкой кистью, как она называется? (нулевочка). Верно!
12. Изображение морских обитателей.
Изо – руководитель: Работы готовы и сейчас мы морских обитателей выпустим на морское дно (дети выкладывают морских обитателей на голубое полотно) Посмотрите, морской пейзаж сразу ожил и приобрел новые краски и формы!
Ребята, а вы заметили, когда рыбки под водой дышат, то появляются …пузырьки.! Дополним морской пейзаж! (дети выкладывают пластмассовые кольца). Прекрасная работа!
Оставим наш морской пейзаж полюбоваться гостям, а мы попрощаемся с Королевой Кисточкой!
13. Ритуал прощания.
До свидания, Кисточка!
До свидания, Краски!
До свидания, добрые и волшебные сказки!
До свиданья, Паж Карандаш!