Елена Плахина
Конспект занятия «Подводный мир Беломорья и Северной Двины» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Подводный мир Беломорья и реки Северной Двины»
(образовательная область «Познание»)
Публикация «Конспект занятия „Подводный мир Беломорья и Северной Двины“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2022
Цель: Создание условий для развития познавательно – исследовательской деятельности детей посредством ознакомления с обитателями Белого моря и Северной Двины и их средой обитания. Подвести детей к тому, что нужно беречь обитателей и водную среду.
Задачи:
1. Систематизировать знания детей о рыбах Белого моря и Северной Двины, общие сведения о них (название) и их среде обитания.
2. Путем наблюдения и эксперимента определить, «Почему рыбы не тонут».
3. Развивать логическое мышление, наблюдательность, внимание, навыки взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками (социально-коммуникативное развитие, умение выявлять условия жизни обитателей Белого моря и Северной Двины (познавательное развитие).
4. Сздать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие).
5. Воспитывать бережное отношение к обитателям и водной среде.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская.
Материалы и оборудование: макет Белого моря и макет Северной Двины, картинки с изображением рыб Белого моря и Северной Двины, картинки –вред водоёму, видеопроектор, экран, емкость с водой, резиновый мячик, насос, атласная лента 8 метров голубого цвета.
Ход занятия:
Звучит звук моря, на экране мультимедиа появляется картинка с изображением старика с рыбкой в руках (иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»)
Слайд №1 (картинка из сказки). Звучит Шум моря
Сайд № 2 Воспитатель: - Закинул старик невод в Белое море, и вытащил с «Золотой рыбкой» видео фильм.
И сказала золотая рыбка: «Помогите, помогите, кто то загрязняет наше море, скоро нам негде будет плавать и нечем дышать, мои друзья морские рыбки спасаются бегством, и плывут в реки, а речные рыбки плывут в море, и они все перепутались, не могут найти свои дома»
Слайд №3 Раздаё тся страшный голос и смех завода: - Вы не сможете помочь рыбкам, потому что я заколдовал воду, но, если вы выполните все мои задания, то колдовство исчезнет. За каждое задание я буду давать вам ключ-кусочек картинки, и вы сможете помочь рыбкам. Согласны?
Слайд № 4 Первое задание.
Загадки.
На слайдах появляются тексты загадок, когда дети их отгадывают, появляется изображение рыбы.
Под водою проплыла
Рыба с пастью, как пила.
Всех пугала эта злюка.
Кто она, скажите? (Щука)
Слайд №5
До чего ж его иголки
Велики и очень колки.
Что за рыба, словно еж?
Догадались? Это. (ерш)
Слайд №6
Рыба полосатая,
Хищная, опасная,
Ловит маленьких мальков,
Красный цвет у плавников!
Ответ: Окунь
Слайд №7Вот так рыба – просто чудо!Очень плоская, как блюдо. Оба глаза на спине,И живет на самом дне. Очень странные дела. Это рыба…камбала
Слайд №8
Я в пятнах вся такая, Но рыба не речная.
А еще говорят я рыба - тоска Я хищница морская, Скажи, кто я такая? (треска)
Слайд №9
Блещет в речке чистой Спинкой серебристой. (лещ)
Слайд №10Хвостиком виляет, Зубаста, а не лает. (зубатка)
Слайд №11
На реке живёт один,Очень странный господин. В холода ему не спится,Ищет, чем бы поживиться,А в жару, как нелюдим, Под корягой спит (налим)
Слайд №12
2. Голос завода: - Ну, хорошо, справились вы с моим первым заданием, берите часть ключа. А теперь следующее задание, слушайте внимательно.
- Перед вами макеты, справа макет с Белым морем, а слева макет Северной Двины, а напортив меня картинки разных рыб. Они все перепутались, пока уплывали - так я их напугал, попробуйте их вернуть в свой дом. Разложите картинки.
Воспитатель: Ребята, а чем море отличается от реки? (выслушивает ответы детей, хвалит).
Дети выполняют задание.
Слайд №13
Голос завода: - Молодцы, справились, я думал, вы, ни за что, это не задание не выполните! Получите еще часть ключа.
- А теперь можно немного повеселиться, знаете игру “Один - много ”?
Игра «Один – много»
Один лещ - много…. лещей,один окунь - много…. окуней
Одна щука стерлядь,налим, семга, камбала,зубатка, треска, навага.
После игры входит рыбак с красной книгой
Рыбак: - Здравствуйте, ребята! Иду я на рыбалку, слышу, - рыбу ловят, дай, думаю, зайду, может, и я чего наловлю. Какую рыбу наловили? (Выслушивает ответы детей.). Молодцы! Настоящие рыбаки!
А вы знаете, что я вам покажу? Это красная книга!
В неё занесены все ценные породы рыб, так вот рыба НЕЛЬМА занесена в красную книгу, её осталось совсем мало, и чтобы она не исчезла, запретили вылавливать и охраняют. Занесли ей в эту книгу, чтобы люди знали – эту рыбу ловить нельзя.
А задам – ка я вам еще один хитрый вопрос
«А вы знаете, ребята, почему рыба в воде не тонет?»
А ну – ко, расскажите мне поподробнее.
Дети сами рассказывают о том, что у рыб есть воздушный пузырь с воздухом, и он не дает утонуть рыбам.
Воспитатель: «Мы вам сейчас докажем»
3. Экспериментирование с мячом и воздухом
Представим, что это (мяч) рыба окунь, сейчас в нем нет воздуха. Попробуем опустить его в воду (мяч должен утонуть). А теперь мы насосом накачаем воздух, опускаем в воду…. И мяч не тонет. Ребята, почему он не утонул? Так почему же рыба в воде не тонет? Все понятно тебе рыбак?
Рыбак: - Спасибо, ребята, все понятно, молодцы!
А теперь еще одна загадка-вопрос: Чем питаются рыбы? (водорослями). Так вот ребята, расскажу вам один секрет, водоросли приносят пользу не только рыбам, но и людям. Из водорослей получают вещество АГАР-АГАР. При помощи него изготавливают…. А что, вы узнаете, когда откроете эту коробочку, но её можно открыть только после того, как поможете рыбкам. Подарок находится в этой коробке.
До свидания, ребята.
Рыбак уходит.
Слайд №15
4. Голос завода: - Да, какие вы умные, ребята. Дам я вам за этот опыт часть ключа. А теперь слушайте последнее задание.
- Вам нужно сделать каждому плакат «Что приносит вред водоёмам» На столе разложены картинки, вам нужно выбрать те, которые подходят.
Дети выполняют задание, выбирают картинки и приклеивают на плакаты.
Слайд №16
Голос завода: - Ну что ж, справились вы и с этим заданием, держите часть ключа. А теперь собирайте части ключей вместе, и мое заклинание разрушится, и вы сможете помочь рыбам спастись.
Дети собирают ключи (пазл) и видят картинки:
Не бросай мусор в воду.
Не оставляйте мусор на берегу.
Нельзя мыть велосипеды и машины в водоёмах.
Вывод:
Ребята, как мы можем помочь обитателям воды не погибнуть.
Слайд №17
Голос рыбки Спасибо, вам ребята за помощь. Вы отлично справились со всеми трудностями. Не забудьте про коробку, которую вам оставил рыбак.
Дети открывают коробку, достают мармелад, угощаются.
Конец занятия.