МААМ-картинки

Картотека «Подвижные игры со словом»

Татьяна Муратова
Картотека «Подвижные игры со словом»
▼ Скачать + Заказать документы

Игра – основной вид деятельности ребёнка – дошкольника. В игре у детей развиваются внимание, память, мышление, двигательная сфера, совершенствуется речь.

Современная практика обучения и воспитания дошкольников в детском саду располагает довольно разнообразным игровым материалом. Однако воспитатели ощущают нехватку подвижных игр, особенно игр, созданных на основе художественного поэтического текста (образцов народной, современной и детской поэзии). Опыт учит: этому виду работы следует уделять больше внимания из – за его особой эффективности. Чем она определяется? Тем, что содержание того или другого художественного произведения ребёнок усваивает в движении, а потому глубже, активнее проникает в образ исполняемого в игре стихотворения.

Публикация «Картотека „Подвижные игры со словом“» размещена в разделах

Эмоциональная отзывчивость ребёнка на художественный образ находится в тесной связи с ритмическими движениями под стихотворный текст. Этим объясняется та выразительность детского исполнения в подвижной игре, сопровождается художественным словом. В такой игре дети легко улавливают музыкальность, напевность, ритмичность родной речи, познают меткость и лаконичность родного слова.

Материал, который я хочу вам предложить (из опыта работы) можно рекомендовать для детей от младшей до подготовительной к школе группы. Основная цель игр – развивать речевую активность детей, умения связывать движения со словом, совершенствовать звукопроизношение, оттачивать детскую выразительность интонационного исполнения.

Выполнения названных задач возможно лишь при условии постепенного их усложнения. Так, игры для детей младшей и отчасти средней группы в основном построены на движении имитации. Дети подражают движениям пильщиков, косарей, кузнецов… Движения выполняются соответственно размеру стихотворения. Текст произносят обычно все дети, сопровождая его тем или иным игровым действием. Воспитатель следит, чтобы текст исполнялся в нужном темпе, без замедления или ускорения его. Очень важно, чтобы в коллективном исполнении стихотворения не теряли своей выразительности. Этому способствует совместное игровое действие.

Игры для детей старшей и подготовительной групп, кроме движений имитации, широко используют движения бега, прыжков, галопа, поскоков. Построены эти игры по типу пряток, догонялок, узнавания по голосу, поиска спрятанного предмета. Часть игр проводится с предметами: мячами, обручами и т. д. В этих случаях необходимо, чтобы к моменту разучивания данной игры дети уже владели навыки действия с этим предметом.

Перед разучиванием игры воспитатель знакомит детей со стихотворением, по возможности выразительно исполняя его. В случае необходимости объясняет значение того или другого слова. Весь текст перед игрой не заучивается. Дети легко его запоминают в процессе игры.

Подвижные игры не требуют специального оборудованного помещения. Проводятся они как в оборудованном помещении, так и на открытой площадке. Летом в лесу, на лужайке. Игры не нуждаются также в сложном оформлении. Используются лишь некоторые детали к костюмам персонажей. К играм «где спит рыбка», «Сорока» и др., дети могут наравне с взрослыми изготовить шапочки.

Воспитатель, проводя игры со словом, должен хорошо знать их правила, текст. Он сам активный участник игры, ему принадлежит в ней ведущая роль. Игры, которые воспитатель отбирает, должны соответствовать возрастным особенностям детей, их речевым и двигательным умениям и навыкам.

Особое место в подвижных играх со словом принадлежит играм, побуждающих детей к проявлению творческих способностей, умению найти правильный ответ на вопрос, какого – либо персонажа, придумыванию диалогов («Летели кукушки», составлению импровизированного небольшого рассказа в виде зачина к игре или её концовки, созданию рифмованных строф и четверостиший для окончания игры. В таком случае дети проявляют выдумку, фантазию, находчивость, изобретательность. Игры ставят ребят в ситуацию поиска. Порой они сами придумывают игровые ситуации.

Поезд.

Чух, чух, пых – чу,

Пых – чу, вор – чу!

Сто – ять на месс – те не хо – чу!

Ко – лёса – ми сту – чу, вер – чу,

Са – дись ско – рее, про – ка – чу.

Чу! Чу!

(Е. Карганова)

Дети стоят друг за другом, руки кладут на плечи, стоящего впереди ребёнка. С началом стихотворения «поезд» начинает медленно двигаться, затем постепенно ускоряет движение. Со словами «Чу! Чу!» поезд останавливается. Ведущий воспитатель даёт сигнал, и поезд снова отправляется.

Кошки – Мышки.

Становитесь в хоровод!

Оля – мышка,

Саша – кот!

Будем дружно играть,

Коту мышку не поймать!

(Е. Серова)

Дети стоят по кругу, взявшись за руки. Мышка входит в круг, а кот выходит из круга. По сигналу воспитателя, малыши поднимают сцепленные руки вверх, образуя «воротца», через которые они стараются пропустить только мышку. Если коту не удалось поймать мышку, дети опускают руки вниз «воротца» закрываются» и вместе с воспитателем произносят слова :

Ты не бойся, мышка, кот

Не пройдёт в наш хоровод!

Игра повторяется с другими котом и мышкой.

Волк и зайцы.

Раз, два, три, четыре, пять.

Негде зайчику скакать:

Всюду ходит волк, волк,

Он зубами щёлк, щёлк!

Прячься, заинька, и ты.

Ты, волчище, погоди!

Как попрячемся, иди!

(В. Витка, перевод с белорусского

И. Токмаковой)

Дети – зайцы (4 – 5) прыгают на двух ногах врассыпную, согласовывая движения с текстом стихотворения. Остальные стоят по кругу и хлопают в ладоши.

На последний куплет, дети прячутся и замирают. Заранее назначенный ребёнок – волк ищет зайцев, забирает тех детей, которые пошевелились.

Аистёнок.

Я Антошка и Алёнка

Воспитали аистёнка,

Пригласили в дом ребят –

Пусть на птицу поглядят!

(Л. Зубкова)

Дети стоят полукругом. Выходит ведущий и вместе с детьми произносит слова текста. Со словом «поглядят» останавливают взгляд на ком – нибудь из детей. Этот ребёнок становится аистёнком.

Ребёнок – аист медленно проходит мимо детей, высоко поднимая согнутые в коленях ноги. Останавливается напротив кого – либо из детей и дотрагивается до него. Этот ребёнок становится ведущим.

Будут на зиму дрова.

Мы сейчас бревно распилим,

Пилим, пилим, пилим, пилим,

Раз - два, раз – два,

Будут на зиму дрова!

(Е. Благинина)

Дети стоят парами, лицом друг к другу, подавая правые руки один другому. С начала стихотворения имитируют движения пильщиков (берутся правыми руками). При повторении подают друг другу левые руки.

Сокол.

Пролетал высоко

Сокол.

Обронил перо

В осоку.

Соколиного пера

Не найти нам

До утра.

Снова солнышко

Взойдёт –

Ира (Вова) пёрышко

Найдёт.

(Перевод с сербского Л. Яхнина)

Дети стоят по кругу. Выбирается сокол. С началом стихотворения, которое произносят все дети, за кругом пробегает сокол и роняет перо (бутафорское) за спиной одного из детей. С началом восьмой строки сокол приседает в круг с детьми. На две последние строки ребята показывают им того ребёнка, за спиной которого оказалось перо сокола. Он поднимает перо и становится соколом. Игра повторяется.

Мячик.

Бьют его,

А он не злится,

Он всё больше веселится.

Как ни странно,

Без битья

Нет для мячика житья!

(В. Берестов)

Текст произносят все дети. На ударные слоги стихотворения, дети, стоя врассыпную, выполняют энергичные движения руками, вытянутыми вперёд, имитируя игру с мячом.

Ветер.

Из сугроба на опушке

Чьи – то выглянули ушки,

И помчался – скок – да скок –

Белый маленький клубок.

Вот запрыгал он с разгона

По проталинкам зелёным,

Он вокруг берёзок кружит,

Перепрыгивая лужи!

Ветер, ветер! Догоняй – кА!

Не догнать лихого зайку!

(М. Кравчук)

Дети – зайчики располагаются по кругу, присаживаются на корточки. С началом стихотворения дети медленно приподнимаются и делают прыжки на двух ногах с продвижением.

На текст второй строки дети прыгают врассыпную, с концом строки останавливаются.

Все вместе произносят две последние строки и разбегаются. Ребёнок – ветерок должен «салить» убегающих.

Перед игрой детям – зайчикам можно надеть шапочки с ушками зайчиков. Игра проводится небольшими подгруппами детей (6 - 8 человек). Выбирается ребёнок – ветер. Если играющих больше восьми, выбираются два ветерка.

Гусь.

Где ладошка? Тут?

- Тут.

- На ладошке пруд?

- Пруд.

- Палец большой-

Это гусь молодой,

Указательный – поймал,

Средний гуся ощипал,

Этот палец суп варил,

Самый меньший – печь топил.

Полетел гусь в рот,

А оттуда в живот…

Вот.

(Кумыкская народная песенка,

перевод Н. Гребнева)

Игра проводится стоя или сидя. Руки у детей за спиной. На вопрос воспитателя: «Где ладошка? Тут?» - ребята протягивают руки вперёд ладонями вверх. Далее дети, произнося текст вместе с ведущим, загибают пальцы в порядке, указанном в стихотворении. На последние три строки, свободно встряхивая кистями рук, разводят руки в стороны и со словами «вот» поднимают их вверх. При разучивании движение выполняется одной рукой (правой, потом левой).

Последние три строки рекомендуется произносить с некоторым повышением интонации и в более быстром темпе.

Жаворонок.

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в вышине,

Спрятал песенку в траве:

Тот, кто песенку найдёт,

Будет весел целый год!

(А. Береснев)

По считалке выбирается «жаворонок». Он выходит в середину круга, который образуют дети. В руках у него колокольчик. С началом стихотворения жаворонок бегает по кругу. С концом стихотворения дети закрывают глаза. Жаворонок бежит за кругом, позванивая колокольчиком, затем даёт его в руки кому – либо из детей.

По сигналу ведущего дети открывают глаза. Жаворонок называет имя того, кто будет искать колокольчик. Названный ребёнок по звонку узнает, у кого спрятан колокольчик. Когда дети освоят игру, её можно усложнить. Жаворонок прячет 2 или 3 колокольчика. Искать их предполагается одному ребёнку. Игра повторяется с другими участниками.

Волк – волчок.

Волк – волчок, шерстяной бочок,

Через ельник бежал,

В можжевельник попал,

Зацепился хвостом,

Ночевал под кустом!

(Н. Колпакова)

Дети стоят врассыпную. По считалке выбирается волк. С началом текста волк бежит между детьми и с концом стихотворения, присаживается на корточки за кого – либо из детей. Тот становится волком. Игра повторяется. Если ребят, принимающих участие в игре, много, можно выбрать 2 – 3 волка, которые играют одновременно.

Медведь.

Как под горкой снег, снег,

И на горке снег, снег,

И под ёлкой снег, снег,

И на ёлке снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише,

Не шуметь!

(И. Токмакова)

Дети стоят по кругу. Выбирается медведь. Он садится на стульчик посередине круга и «засыпает». На первую и третью строку дети идут к середине круга, на пятую строку осторожно приближаются к спящему медведю. Две последние строки произносит кто – либо из детей, назначенных педагогом. Медведь должен узнать по голосу этого ребёнка. Игра повторяется с новым медведем.

Находка.

По лугу шёл,

Моток нашёл,

Моток нашёл,

За ним пошёл.

Катись находочка моя,

Куда моток,

Туда и я!

(Я. Сатуновский)

Дети стоят по кругу. С началом стихотворения начинают перекатывать мяч от одного к другому. На одну строчку – одно движение перекатывания. После окончания стихотворения дети перекатывают мяч в обратном порядке без слов. Тот, у кого оказался мяч в конце, перекатывает мяч тому, от кого он его получил и т. д., пока мяч не вернётся к ребёнку, с которого началась игра.

Щука.

Мимо леса,

Мимо дач

Плыл по речке

Красный мяч.

Увидала щука

- Что это за штука?

Хвать, хвать!

Не поймать.

Мячик вынырнул опять.

Он пустился дальше плыть.

Выходи,

Тебе водить.

(Г. Миловидова)

Дети стоят в кругу. Выбирается щука. Она выходит в середину круга. На первые четыре строки стихотворения дети перекатывают мяч от одного к другому через цент круга (мимо щуки).

На пятую строку стихотворения мяч перекатывается щуке, которая берёт его, произнося текст, шестой строки, разглядывая его. На 7 – 9 –ю строки щука ударяет мячом об пол 8 раз, произнося текст дети хлопают, на 10-ю строку она перекатывает мяч снова детям, которые продолжают перекатывать его от одного к другому через центр. Тот ребёнок, на которого пришлись слова «тебе водить», выходит с мячом в середину. Он становится щукой. Игра повторяется.

Игры для детей 6 – 7 лет.

Сорока.

Сорока – сорока,

Отдай наше мыльце!

Не дам, не отдам,

Возьму ваше мыльце,

Отдам своему сорочонку умыться!

-Сорока – сорока,

Отдай нам иголку!

Не дам, не отдам,

Возьму я иголку

Сорочонку сошью своему сорочонку.

-Сорока – сорока

Отдай нам очки!

Не дам, не отдам,

Я сама без очков,

Прочесть не могу сорочонку стихов.

Сорока – сорока, отдай нам звоночек!

-Не дам, не отдам,

Возьму я звоночек,

Отдам сорочонку: звони, мой сыночек!

(Н. Бакозода,

перевод с таджикского А. Ахундова)

Дети стоят в четырёх шеренгах вдоль стен. В середине комнаты – сорока. Её роль исполняет воспитатель. Рядом с ней располагаются бутафорские предметы: мыло, иголка, очки, звонок.

На первую строку стихотворения первая шеренга делает 4 шага вперёд, произнося первые 2 строки. Сорока отвечает им. Дети первой шеренги отходят на свои места. То же делают соответственно тексту другие шеренги.

С концом стихотворения сорока раскладывает предметы в разных местах комнаты. Со звучанием бубна, дети свободно разбегаются. С окончанием звучания они должны быстро собраться в кружок у своего предмета.

Где спит рыбка?

Ночью темень, ночью тишь,

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведёт к норе,

След собачий к конуре,

Белки след ведёт к дуплу,

Мышкин – к дырочке в полу.

Жаль, что в речке на воде

Нет следов твоих нигде.

Только темень, только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Дети стоят по кругу. Ведущий, обходя их за кругом, некоторым детям что – то говорит «по секрету» на ухо. Таким образом, назначаются лиса, собака, мышка, рыбка.

На первые 2 строки текста дети, взявшись за руки, идут к центру круга и назад, делая по 4 шага. С третьей строки через круг пробегает лиса, становясь напротив своего первоначального места. То же делают на 4, 5, 6ю строки соответственно тексту собака, белка, мышь.

На 7ю и 8ю строки дети, взявшись за руки, идут по кругу. На 9ю строку они останавливаются и делают полуоборот вправо – влево. На 10ю строку четырьмя шагами поворачиваются спиной, осторожно выходит рыбка и присаживается на корточки в середине круга.

С окончанием игры дети поворачиваются снова лицом в круг. Рыбка назначает новых персонажей по «секрету». Игра повторяется.

Качели.

Всё лето качели

Качались и пели.

И мы на качелях

На небо летели.

Настали осенние дни

Качели остались одни.

Лежат на качелях

Два жёлтых листка,

И ветер качели качает слегка.

(В. Данько)

На первые 4 строки дети, стоя врассыпную по залу, качают двумя руками вперёд – назад, пружиня в коленях.

На 5 – 8 строки – размах движений рук и пружинное движение ног усиливаются. Дети 2 раза описывают руками большие круги. При взлёте рук ноги поднимаются на носки.

С началом 2й строки дети спокойно ходят по залу в свободном направлении, делая 8 шагов.

На 3ю строку ребята выполняют лёгкое покачивание руками вперёд – назад, слегка пружиня в коленях.

Дождь.

Приплыли тучи дождевые:

-Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут, как живые:

Пей, рожь, пей!

И рожь,

Склоняясь к земле зелёной

Пьёт, пьёт, пьёт.

А тёплый дождь неугомонный

Льёт, льёт, льёт!

(Я. Дягутите)

Играющие стоят, вытянув руки вперёд, ладонями вниз.

На 1ю, 2ю строки – свободно встряхивают кистями рук.

На 3ю, 4ю, 5ю строки – встряхивают кистями рук, ладони обращены вверх.

На 6ю, 7ю,8ю строки – движения те же, но с «пружинкой».

На 2 заключительные строки повторяются движения 1- 2 строк.

Белка.

В игре принимают участие 12 человек. Дети стоят по кругу. В середине корзина с мячами, рядом ребёнок – белка.

Дети. Белке двенадцать дали орешков

Надо делить, нечего мешкать.

Белка. Толе – орех,

Коле – орех,

Тане – орех, Мане – орех.

(Белка бросает мяч детям.)

Дети. Себе только 8 оставила!

Думает белка: Дам я и эти,

Тут без орешков

Есть ещё дети.

Вите – орех,

Мите – орех,

Маше – орех,

Паше – орех.

Дети. Себе лишь 4 оставила!

Сделала белка доброе дело – Все разделила – Не пожалела.

Белка. Лёше – орех,

Гоше – орех,

Поле – орех,

Оле – орех.

Дети. Себе ничего не оставила!

(А. Бродский)

Проводится любая игра с мячами, после чего воспитатель предлагает детям вернуть доброй белке орехи: ей предстоит трудная зимовка. Дети по очереди бросают мяч в корзину, стоящую в середине. Воспитатель продолжает: «Дети решили отдать белке орехи: Толе – орех, Коле – орех и т. д. Названный ребёнок бросает мяч.

Летели кукушки.

Летели кукушки

Через три избушки.

Так суетились,

Так торопились,

Головками вертели,

Крыльями махали –

А куда летели,

Так и не сказали!

(Н. Колпакова)

С началом текста двое – трое детей (кукушки) скачут поскоком врассыпную по залу. С концом текста останавливаются. Ведущий предлагает спросить у кукушек, куда они так торопились. Дети – кукушки должны сами придумать ответ. Ответы дети придумывают разные: «Мы летим в другой лес», «Мы ищем своих птенцов», «Мы улетаем в тёплые края» и т. д. Важно, чтобы ответ был придуман самими ребятами и чтобы он был выражен полной, развёрнутой фразой. Диалог может быть продолжен такими фразами: «А когда вы вернётесь», «Почему вы улетаете так далеко?», и т. д. Таким образом, создаются условия для импровизированного диалога.

Дождик.

Дождик, дождик – длинноножка,

Хватит бегать по дорожкам!

Солнце ходит по лугам,

Дождик хлещет по ногам

Хворостиной,

Чередой,

Камышиной,

Лебедой,

И ореховым прутом,

И серебряным кнутом.

(Перевод с молдавского

И. Токмаковой)

Играющие с мячом в руках свободно располагаются по площадке. На первые две строки все поскоками двигаются врассыпную. На 3ю, 4ю строку все переходят на ходьбу. На 5ю – 8ю строки – ударяют мячом об пол, но по одному удару на каждую строку. На 9ю, 10ю строки бросить мяч вверх, поймать и ударить мяч об пол (со словами ореховым» - бросок вверх, со словами «кнутом» – удар об пол).

Родничок.

В серебристом родничке

Слышен голосочек,

Словно бьётся в кулачке

Маленький звоночек.

Родничок, мой родничок,

Разожми свой кулачок!

Одолжи звоночек

Позвенеть чуточек.

Родничок ответил:

- Что ты!

У меня полно работы!

С этой песенкой моей

Мне работать веселей.

Я журчу, журчу, журчу,

Не переставая.

Я всё время хлопочу. -

Хлопок поливаю.

Потрудись и ты, дружочек,

Зазвенит и твой звоночек!

(Н. Байрамов, перевод с

Туркменского В. Орлова)

1 вариант. Все стоят по кругу, в середине один из играющих. У стоящих по кругу в сложенных ладонях рук, спрятан маленький звоночек. На 1ю – 4ю строки все встряхивают ладонями, и как бы прислушиваясь к едва заметному звучанию звоночка. 5 – 8ю строки говорит, стоящий в середине. Все играющие на последние две строки ставят звоночек на пол. После этого ведущий показывает какие – либо движения: 3 хлопка, 3 прыжка, руки в стороны, вверх, вниз. Остальные повторяют движения. По сигналу «Раз, два, три!» все быстро берут звоночки, ведущий также старается взять его у кого – либо из играющих. Они меняются местами.

2 вариант. На первые 8 строк – движения, как в первом варианте. На 9ю – 17 строки играющие поворачиваются друг за другом и легко бегут по кругу, встряхивая звоночком. Ведущий бежит внутри круга противоходом. С концом 17 строки все останавливаются. Тот, кто оказался против ведущего, говорит 2 последние строки, после чего убегает, ведущий его догоняет. При большом количестве играющих ведущих может быть 3 – 4.

Публикации по теме:

Бессюжетные народные подвижные игры Бессюжетные народные подвижные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным – в них лишь нет образов, которым дети подража-ют, все.

Картотека «Подвижные игры для младшего дошкольного возраста» Картотека "Подвижные игры для младшего дошкольного возраста" воспитателя Пархоменко Валерии. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка.

Картотека «Подвижные игры» для детей среднего дошкольного возраста 1. «Мы ребята смелые» Цель. Воспитывать выдержку и дисциплинированность. Совершенствовать навыки ползания на четвереньках между предметами.

Картотека «Подвижные игры в речевом развитии» МБОУ “Паутовская СОШ» Петропавловского района Алтайского края, структурное подразделение «Детский сад «Солнышко» Подобрала картотеку:.

Конспект дидактической игры в средней группе «Назови одним словом» Конспект дидактической игры в средней группе «Назови одним словом» Подготовила Иванова Мария Андреевна Цель: учить детей классифицировать.

Народные подвижные игры Все мы знаем, детство — возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнано, что это период: рождения.

Подвижные игры дошкольников Свободу действий ребёнок реализует в подвижных играх, являющихся фактором формирования физической культуры. Глубокий смысл подвижных игр.

Подвижные игры с дыхательными упражнениями Подвижные игры с дыхательными упражнениями. Дед Мороз. Дети становятся в круг, руки согнуты в локтях ладонями вверх (показывают ладошки.

Подвижные игры с фитболами Подвижные игры с фитболами Что я вижу? Дети размещаются парами по залу. У каждой пары - фитбол. Ребенок, который прокатывает мяч, должен.

Подвижные игры «Зимние забавы»Подвижные игры «Зимние забавы» Разнообразные подвижные игры для детей - катание на санках, игры со снегом и др. - обогащают содержание прогулок и очень увлекают детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека «Подвижные игры со словом»
Опубликовано: 12 мая 2018 в 04:52
+52Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека «Подвижные игры со словом»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Муратова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД