Надежда Мишустина
Подвижные игры с гиперактивными детьми с ограниченными возможностями здоровья в организации физического воспитания
«Подвижные игры с гиперактивными детьми с ограниченными возможностями здоровья в организации физического воспитания»
Кто же такие гиперактивные дети? В переводе с англ. «Активный»- деятельный, действенный. «Гипер» - указывает на превышение нормы.
Публикация «Подвижные игры с гиперактивными детьми с ограниченными возможностями здоровья в организации физического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Подвижные игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенку невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью.
Это расстройство неврологическо-поведенческого характера, характеризующееся чрезмерной активностью, возбудимостью ребенка.
Говоря проще, такой малыш не может сидеть на месте, постоянно находится в движении, при этом все его действия спонтанны и непоследовательны. Часто такое состояние сопровождается дефицитом внимания.
Подвижные игры являются определенным методом физического воспитания и заслуживают внимания не только педагогов, но и родителей, желающих воспитать здоровых, бодрых детей. При игре с гиперактивным ребенком с ограниченными возможностями здоровья, надо учитывать особенности таких детей, а именно их неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быструю утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции (концентрировать своё внимание на деталях, трудности в ожидании своей очереди и неумение считаться с интересами окружающих. Поэтому играть нужно сначала индивидуально, постепенно подключая их к маленьким подгруппам, и лишь после этого выводить на коллективные игры.
В ДОУ мной была создана картотека подвижных игр и для детей с ОВЗ.
Вот некоторые примеры таких игр:
«Болото»
Цель: развивать прыгучесть, ловкость, внимательность.
Проводят две линии (скакалки, веревки) одна от другой на расстоянии 7–10 шагов. Между ними чертят мелом 10–12 кругов на расстоянии 25–30 см друг от друга – это кочки, а кругом болото (можно обвести чертой). Задача играющих: перебраться по кочкам с одного берега (линии) на другой. Дети по очереди перепрыгивают на обеих ногах с кочки на кочку. Прыгнувший мимо кочки в болото – “замочил” ноги и выходит из игры (сушится на берегу). Выигрывают те, кто благополучно переберется с берега на берег.
«Черепаха»
Цель: развивать контроль за своими движениями.
Ребёнок начинает движение от противоположной стены к взрослому, как черепаха – медленно, не останавливаясь и не спеша. Через 2 – 3 минуты дается новая команда – остановиться, «замереть». Если игра проходит в группе, то побеждает тот, кто оказался дальше всех от взрослого. Можно повторить игру несколько раз, и обсудить её (что мешало двигаться медленно, и что помогло выполнять команды);
«Ладошки»
Цель: развивать наблюдательность, умение действовать по правилу.
Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует синей ладошкой.
«Веселая игра с колокольчиком»
Цель: развивать слуховое восприятие.
Все садятся в круг, по желанию группы выбирается водящий, однако, если желающих водить нет, то роль водящего отводится тренеру. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего — поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик друг другу нельзя.
«Зеваки»
Цель: развивать произвольное внимание, быстроту реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.
Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).
Гиперактивные дети с ОВЗ суетливы, никогда не сидят спокойно. Нередко бывают болтливы. Часто беспричинно двигают кистями рук, стопами, елозят на стуле, постоянно оборачиваются. Они не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивают без разрешения, ходят по группе и т. п. Двигательная активность такого ребёнка, как правило, не имеет определённой цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко не безопасно. Гиперактивные дети не могут играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определённым. Они всегда нацелены на движение.
Занятия с детьми должны способствовать снятию напряжения, излишней двигательной активности, снижению агрессивности, развитию умения концентрировать внимание, следовать инструкциям педагога. Гиперактивный ребёнок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. В любой ситуации оставайтесь спокойными. Помните: нет хладнокровия – нет преимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до 10). И тогда, избежав эмоциональной вспышки, вы избежите и чувства вины за проявление своей слабости, сможете лучше понять ребёнка, который так нуждается в вашей поддержке. А сейчас я вам хочу предоставить памятки правил поведения педагога с гиперактивными детьми.
Памятка
Правила поведения педагога с гиперактивным ребёнком :
• «не замечать» мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребёнка, так как от шума возбуждение усиливается;
• применять при необходимости позитивный физический контакт : взять за руку, погладить по голове, прижать к себе;
• сажать за первый стол, чтобы уменьшить отвлекающие моменты во время занятий;
• давать возможность в середине организованной деятельности подвигаться (попросить что-нибудь поднять, принести, предложить протереть доску и т. п.);
• хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свою радость, если ребёнок довёл какое-то дело до конца.
Литература.
1. Арцишевская И. Л. Работа с гиперактивными детьми в детском саду. – М. : Книголюб, 2011 г.
2. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. - М. : Изд-во Института психотерапии, 2001. -96 с.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология/ под ре. В. В. Давыдова. – М. : АСТ: Астрель: Люкс, 2005 г.
4. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в развитии детей: Книга для воспитателей детского сада и родителей. – 2-ое изд., оп. – М. : Просвещение, 1993. – 192 с.
5. Шевченко Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. - М., 1997.