Елена Савридинова
Подвижные игры как средство закрепления знаний детей о правилах дорожного движения
В настоящее время обеспечение безопасности движения становится важной
государственной задачей. Статистика утверждает, что часто причиной дорожнотранспортных происшествий являются именно дети.
Особое значение в решении проблемы безопасности движения имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов – детей.
Ребенка интересуют улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает в опасные для жизни ситуации. Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с такой же меркой, как и к взрослым.
Публикация «Подвижные игры как средство закрепления знаний детей о правилах дорожного движения» размещена в разделах
- ПДД. Подвижные игры по правилам дорожного движения
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Подвижные игры для детей
- Темочки
Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице. В сложной ситуации опасности взрослого человека иногда выручают инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. Дети же еще не умеют в должной степени управлять своим поведением.
Чтобы дети стали законопослушными пешеходами, необходимо познакомить их с правилами дорожного движения и научить беспрекословно их выполнять. Чем раньше ребенок узнает эти правила, тем больше шансов у него сохранить свое здоровье и жизнь.
Однако изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу; для этого необходимо практическое закрепление знаний.
При ознакомлении детей с ПДД в целях воспитания у них организованного и дисциплинированного поведения на улицах и дорогах следует использовать разнообразные формы педагогической работы. Одной из этих форм являются подвижные игры.
Подвижные игры занимают важное место в жизнедеятельности детей. В игровой деятельности они приобретают практический опыт культуры общения: у них развивается познавательная активность, формируются коммуникативные способности и навыки словесного общения. Организуя подвижные игры, воспитатель развивает у ребенка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.
В процессе подвижных игр формируются двигательные умения и навыки, развиваются ориентировка в пространстве, физические качества,
приобретается свобода в движениях.
В процессе игр у детей закрепляются и совершенствуются навыки и умения действовать в непрерывно и подчас неожиданно меняющихся условиях, наилучшим образом реагировать на них. Игра приучает ребенка при взаимодействии со сверстниками в коллективе подчинять свои интересы интересам окружающих. Подвижные игры приучают мыслить экономно, мгновенно реагировать на действия партнеров, развивают
внутреннюю речь и логику.
В этих играх закрепляются знания правил дорожного движения, расширяются знания детей о транспортных средствах, светофоре и значении его сигналов; прививаются умения и навыки правильного поведения на улице; развивается интерес к движению транспорта и пешеходов, к самомутранспорту; формируется уважение к труду водителей транспортных средств, сотрудников ГИБДД.
Ниже предлагаются подвижные игры, направленные на закрепление знаний правил дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста.
«Разные машины»
Цель: объяснить значение жестов регулировщика; развивать сноровку и
внимательность.
Ход игры: дети делятся на две команды: «Грузовые машины» и «Легковые машины». Ведущий – регулировщик дорожного движения – восклицает: «Грузовые машины!», и те быстро «едут» к своей черте. А легковые машины
пускаются за ними, стараясь осалить. Наступает черед легковых машин ехать к своей черте. И так несколько раз подряд.
«К своим знакам»
Цель: закреплять знание знаков дорожного движения.
Ход игры: играющие делятся на группы, берутся за руки, образуя круги. В середину каждого круга входит водящий с каким-нибудь дорожным знаком, объясняя его значение. Звучит музыка, дети расходятся по площадке. Водящие меняются местами и знаками. По сигналу играющие должны быстро найти свой знак и встать в круг. Водящие держат знак над головой.
«Гараж»
Цель: развивать внимание, ловкость.
Ход игры: по углам площадки чертят большие круги (5-8, т. е. стоянки для машин – гаражи. Внутри каждого рисуют кружки – машины (2-5). Общее количество машин должно быть на 5-8 меньше числа играющих. Дети идут
по кругу, взявшись за руки, под звуки музыки. Как только музыка закончится, бегут к гаражам и занимают места любой из машин. Оставшиеся без места, выбывают из игры.
«Сигналы светофора»
Цель: закреплять знание сигналов светофора, умение работать в команде.
Ход игры: на площадке от старта до финиша расставлены стойки. Играющие встают в колонны друг за другом цепочкой у стойки старта и кладут руки на плечи впереди стоящему. В руках у ведущего мешочек с шариками (мячиками)
красного, желтого, зеленого цвета. Капитаны по очереди опускают руку в мешочек и достают по одному шарику. Если капитан достал красный или
желтый шарик, команда стоит на месте; если зеленый – передвигается к следующей стойке.
«Глазомер»
Цель: закреплять знание названий дорожных знаков; развивать глазомер;
закреплять умение играть вместе.
Ход игры: дети делятся на команды. В игровом поле на различном расстоянии от команд устанавливаются дорожные знаки. Участник игры должен назвать знак и количество шагов до него, затем дойти до этого знака. Если
расстояние оценивается верно, он останавливается точно у знака. Знак с поля
убирается. Выигрывает команда, быстрее и точнее выполнившая задание.
«Дорога, транспорт, пешеход, пассажир»
Цель: закреплять знание названий частей улицы, видов транспорта, правил дорожного движения.
Ход игры: дети становятся в круг, в середине – регулировщик дорожного движения (водящий). Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося одно из слов: «Дорога!» - тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать
какое-либо слово, связанное с дорогой («улица», тротуар», «обочина» и т. д.); «Транспорт!» - играющий называет какой-либо вид транспорта;
«Пешеход!» - говорит: «светофор», «переход» и т. д. затем мяч возвращается регулировщику. Ошибившийся игрок выбывает из игры.
«Где мы были, мы не скажем, на чем ехали, покажем»
Цель: закреплять знание названий видов транспорта; развивать воображение, мышление.
Ход игры: каждая команда решает, какое транспортное средство (троллейбус, карета, теплоход, паровоз вертолет) будет изображать, и представляет его без комментариев. Команда соперника отгадывает задуманное.
«Мотоциклисты»
Цель: закреплять умение вести мяч одной или двумя руками, знание сигналов светофора, название видов транспорта; развивать ловкость.
Ход игры: игроки-«мотоциклисты» ведут мяч по площадке в разных направлениях, отбивая его о пол одной или двумя руками. Воспитатель-
«регулировщик» стоит в центре площадки и держит в руках три флажка (зеленого, красного, желтого цвета). Когда он поднимает желтый
флажок, мотоциклисты отбивают мяч о пол на месте, когда красный – останавливаются с мячом в руках, а когда зеленый – продолжают движение. Мотоциклисты, нарушившие правила, временно выбывают из игры.