Анна Кузнецова
Подвижные и ролевые математические игры детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижные и ролевые математические игры детей старшего дошкольного возраста
Занятия математикой в первую очередь способствуют интеллектуальному развитию детей, формируют их познавательные и творческие способности. Математические игры помогут подготовить детей к школьному обучению.
Атомы и молекулы
Цель игры: развитие внимания и координации движений, навыков порядкового счёта.
Публикация «Подвижные и ролевые математические игры детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подвижные игры для детей
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Ход игры:
Для начала объясните детям, что такое атомы и молекулы, чтобы детям было понятно смысл игры. Игроки передвигаются по площадке: прыгают, бегают — делают разные движения. Все они в этот момент «атомы». Как только ведущий (взрослый) говорит: «Реакция идёт по три», игроки должны образовать группы по три человека и взяться за руки. Если ведущий говорит: «Реакция идет по пять!», то это значит, что играющие должны встать в группы по пять человек. Игроки, не сумевшие образовать группу- молекулу, выходят из игры. В конце игры ведущий объявляет: «Реакция завершена».
Рыбаки и рыбка
Цель игры: развитие внимания и координации движений, навыков порядкового счёта.
Понадобится: картонная рыбка
Ход игры
Ведущий (взрослый) рассаживает игроков в круг. Все дети держат ладошки перед собой лодочкой. Ведущий в своих ладошках держит маленькую картонную рыбку. Он несколько раз проходит по кругу, проводя своими ладошками между ладошек детей, и незаметно кладёт рыбку одному из игроков. При этом он произносит текст:
Рыбаки ловили рыбу.
На реке, на реке.
Расставляли они сети.
На реке, на реке.
Тянут, тянут они сети.
На реке, на реке.
Только, видно, рыбы нету
В той реке, в той реке.
Рыбка, рыбка, выходи!
С этими словами игрок, в ладошках которого оказалась рыбка, должен выбежать из круга. Остальные игроки должны постараться его задержать. Если игрок не сумел выбежать из круга, он должен пересчитать всех рыбаков, начиная со своего места (первый, второй, третий и т. д.).
Камешки
Цель игры: развитие навыков счёта, умения ориентироваться в пространстве, внимания и координации движений.
Понадобятся: небольшие камешки или шарики.
Ход игры
В эту игру нужно играть на улице. Для этого в земле или песке выкапывают три ямки на равном расстоянии друг от друга (около 50 см). Игроки отходят от ямок на два-три шага и по очереди бросают небольшие камешки или шарики в ямки.
Бросать нужно последовательно, сначала в первую, затем во вторую и в третью ямки. Если игрок не попал в ямку, он уступает место следующему игроку. Если игрок попал во все три ямки, то он переходит во второй тур — отходит ещё на один шаг назад и выполняет броски с более дальнего расстояния и т. д. Можно усложнить игру и бросать сначала справа налево, а затем слева направо, сначала в среднюю ямку, а затем в правую и левую, можно бросать в каждую ямку несколько камешков и подсчитывать очки. Можно увеличить число ямок и т. д. Выигрывает самый меткий игрок, набравший наибольшее количество очков. Число очков равно количеству попаданий.
Ищем клад
Цель игры: развитие умения ориентироваться в пространстве с помощью плана, развитие логики и внимания.
Понадобятся: цветные карандаши или фломастеры, лист бумаги.
Ход игры
Перед началом игры дети вместе с ведущим (взрослым) рисуют план комнаты или детской площадки. При этом ведущий подробно объясняет детям, что они как обозначили: какие фигуры на плане обозначают окно, дверь, стол, стулья, диван и т. д., если это план комнаты, и горку, песочницу, кусты и деревья, если это план детской площадки. Важно обратить внимание детей, что план — это как бы вид сверху. Затем ведущий просит детей отойти или выйти из комнаты и прячет какую-нибудь игрушку или какое-нибудь лакомство. При этом место «клада» он обозначает на плане. Затем дети должны найти клад, пользуясь планом. Сначала дети, конечно, будут затрудняться, поэтому ведущему нужно им помочь — направить поиск в нужное русло. Это может выглядеть примерно так: «Вот стол, а вот окно, а клад находится между ними». При этом ведущий показывает предметы на плане и в комнате.
С детьми постарше тоже можно играть в эту игру. Если они легко ориентируются по плану, то можно расширить его и нарисовать, например, план квартиры, дома или улицы, дачного участка и т. д.
Одиннадцать
Цель игры: развитие умения считать про себя, развитие внимания и координации движений.
Понадобится: мяч.
Ход игры
Дети встают в круг и перекидывают друг другу мяч. Первый говорит вслух: «Один»,
Дальше все считают про себя.
Кому попадает одиннадцатый мяч, тот должен отбить его.
Если ребёнок ловит одиннадцатый мяч, то садится в круг. Отсчёт начинается снова. Теперь тот, кому летит мяч на счёт «11», отбивает его, стараясь попасть по тому, кто сидит в кругу. Если попадает, сидящий к кругу игрок выходит и снова встаёт в круг. Если не попадает, то садится в круг рядом с «невыбитым» игроком.
Кондуктор и зайцы
Цель игры: развитие умения складывать и вычитать.
Понадобятся: жетоны с числами, карточки с примерами на сложение и вычитание.
Ход игры
При помощи считалочки выбирается «кондуктор»:
Зайцы прыг да скок в трамвай!
Эй, кондуктор, не зевай!
Ты билеты проверяй —
И всех зайцев выгоняй.
Наш кондуктор очень строг,
Всех он зайцев выгнать смог.
До свиданья, зайчики!
Нет места вам в трамвайчике!
Ведущий (взрослый) даёт «кондуктору» жетон с числом, а игрокам раздает «билеты» — заранее приготовленные карточки с примерами на сложение и вычитание. Затем «кондуктор» проверяет «билеты». Если ответ примера не совпадает с числом на жетоне, от обладателя «билета» с этим примером — «заяц». Если дети считают медленно, то можно выбрать несколько «кондукторов» или уменьшить количество пассажиров.
Трамвай
Цель игры: развитие умения складывать, изучение состава числа.
Понадобятся: карточки с числами.
Ход игры
При помощи считалочки выбираются несколько игроков. Они становятся «трамваями».
Развитие умения складывать, изучение состава числа.
— Трам-рам — тара-рам! Приезжайте в гости к нам!
— Обязательно приедем! А на чём же мы поедем?
— Девочки и мальчики! Конечно, на трамвайчике!
— Трам-рам — тара-рай!
В гости нас везёт трамвай!
Игроки-трамваи берут в руки заранее приготовленные большие карточки с числами. Это номера трамваев. Остальных игроков ведущий (взрослый) разбивает на пары и раздаёт им тоже заранее приготовленные карточки с числами.
Затем «трамваи» по очереди подходят к остановке. В трамвай № 10 могут сесть только игроки, у которых сумма чисел на карточках равна десяти. В трамвай № 6 — только те игроки, у которых сумма чисел на карточках равна шести и т. д. Выигрывает та пара игроков, которая ни разу не ошиблась. В качестве поощрения они могут стать «трамваями».
Примерчики наперегонки
Цель игры: развитие навыков сложения и вычитания.
Понадобятся: карточки с числами, один или два стула.
Ход игры
Ведущий (взрослый) делит игроков на две команды. На грудь каждому из игроков прикрепляется число от нуля до десяти. В комнате на некотором расстоянии от команд устанавливается стульчик. Затем ведущий говорит, например: «Четыре плюс три». Игроки команд, у которых на груди приколот номер с правильным ответом (в данном случае это число семь, должны добежать до стульчика и сесть на него. Выигрывает та команда, игрок которой сделает это быстрее. Можно играть в «Примерчики наперегонки» и с двузначными числами. В этом случае нужно поставить два стульчика, а бежать будут по два игрока от каждой команды. Например, в ответе должно получиться число шестнадцать. Это значит, что к стульчикам должны подбежать игроки с номерами один и шесть. При этом они должны сесть так, чтобы получилось число 16, а не 61.
День рождения цифры
Цель игры: работа над образом цифры, развитие навыков счёта и мелкой моторики.
Ход игры
Изучая цифры, вы можете устраивать для каждой из них праздник. Представьте, что у цифры «7» день рождения. Приготовьте для именинницы открытки, на них сделайте аппликации или просто нарисуйте цифру «7» в виде собаки, подъёмного крана, гусеницы и т. д. Испеките праздничное угощение — печенье в виде семёрок. Почитайте литературные произведения, которые так или иначе связаны с цифрой «7». Например, русскую народную сказку «Волк и семеро козлят», сказку В. Катаева «Цветик-семицветик» или сказку А. Волкова «Семь подземных королей». Поищите среди окружающих вас предметов такие, которые связаны с цифрой «7». Например, кофта с семью пуговицами, семь тарелок в шкафчике, семь дней в неделе на календаре, семь конфет в вазе и т. д. Приготовьте для именинницы семь подарков. Аналогичную работу вы можете провести и с остальными цифрами.
Магазин
Цель игры: развитие навыков счёта, внимания и памяти.
Понадобятся: продукты или игрушки.
Ход игры
Вы можете поиграть в продуктовый, игрушечный или любой другой магазин. Ведущий (взрослый) отправляет ребёнка в магазин и просит купить несколько предметов. Лучше всего начинать с одного-двух предметов, в дальнейшем учитывая возможности ребёнка, количество предметов можно увеличить.
Кассир
Цель игры: работа над образом цифры, развитие внимания и мелкой моторики.
Понадобятся: монеты и бумажные купюры разного достоинства.
Ход игры
Для проведения игры вы можете нарисовать «игрушечные» деньги. Деньги высыпаются на стол в равном количестве перед каждым игроком. Тот, кто первым разберёт все деньги по кучкам в зависимости от достоинства монет и купюр, становится победителем.
Архитекторы
Цель игры: развитие внимания, логики, пространственного мышления.
Понадобятся: цветные карандаши или фломастеры, бумага, кубики или строительный конструктор.
Ход игры
Перед началом игры ведущий (взрослый) рассказывает детям о профессии архитектора. А затем каждому из них он предлагает построить дом из кубиков или строительного материала по чертежу. Когда дети хорошо научатся строить домики по чертежу, можно предложить им другие варианты игры.
1. Дети рисуют чертёж готовой постройки.
2. Дети рисуют чертежи друг для друга, а затем строят по ним домики.
3. Из нескольких домиков нужно найти тот, который соответствует чертежу.
4. Построить домик по чертежу с ошибками и предложить эти ошибки найти детям.
5. Сделать чертёж к готовой постройке с ошибками и предложить детям найти ошибки.
Сложение с мячом
Цель игры: развитие навыков устного счёта, координации движений.
Понадобится: мяч
Ход игры
Игроки выстраиваются в круг. Ведущий (взрослый) называет число, например, девять и бросает мяч одному из игроков. Тот называет число, например, три, и бросает мяч другому игроку, который должен назвать число, которое в сумме с числом три даст девять, число шесть. Далее мяч опять попадает к ведущему, который может поменять задание или продолжить игру с прежним числом.
Если игрок ошибается — он выбывает из игры.
Колечко-колечко, выйди но крылечко!
Цель игры: развитие умения сравнивать числа, развитие речи
Понадобятся: кольцо или любой мелкий предмет.
Ход игры
Дети садятся или встают в круг. Они держат перед собой ладошки лодочкой. Ведущий (взрослый) держит в своих ладошках колечко (любой мелкий предмет). Он проводит своими ладонями между ладоней игроков и произносит такой текст:
— Я по лавочке иду,
Я колечко хороню,
В матушкин теремок,
Под батюшкин замок.
Вам не отгадать,
Мне вам не сказать!
Дети отвечают:
— Мы давно уже гадали,
Мы кольцо давно искали.
Всё за крепкими замками,
За дубовыми дверями.
Ведущий незаметно подкладывает в ладошки одного из игроков колечко. Все говорят:
— Колечко, колечко!
Выйди на крылечко.
Игрок, у которого оказалось колечко, выходит — он теперь будет играть в паре с ведущим.
Так, чтобы не слышали игроки, они загадывают число. Каждый из игроков по очереди называет число, а ведущие отвечают, больше или меньше.
Когда кто-то из игроков отгадывает число, ведущие говорят:
— Что угодно?
Игрок, отгадавший число, заказывает себе какую-нибудь вещь. Например, платье. Втайне от игроков каждый из двух ведущих придумывает своё описание заказанной вещи. Затем один из ведущих проговаривает оба описания, а заказавший должен выбрать по описанию одну вещь. Выбрав, он становится ведущим в паре с тем, чью вещь он выбрал.
Правильно — неправильно
Цель игры: развитие навыков сложения и вычитания, развитие внимания, логики, координации движений, расширение кругозора.
Понадобится: мяч.
Ход игры
Эта игра напоминает «Съедобное — несъедобное». Ребёнок не только должен быстро в уме решать лёгкие примеры на счёт, но и показывать свои знания об окружающем мире.
Игроки встают в ряд или полукругом, ведущий стоит перед ними. Он кидает каждому из игроков по очереди мяч и задаёт каждому свой вопрос, связанный с цифрами и счётом.
Например:
У коровы три уха?
У цапли одна нога?
В году двенадцать месяцев?
Два плюс два равно пять?
В неделе семь дней?
Октябрь — десятый месяц в году?
В сутках двадцать четыре часа?
У человека на каждой руке по шесть пальцев?
Семь минус четыре равно три?
У паука восемь ног?
Сто больше восьмидесяти?
У квадрата пять углов?
Восемь минус пять равно три?
Восьмой день недели — воскресенье?
У козы в сказке было шесть козлят?
Три плюс три равно восемь?
Если ответ на вопрос «да», то игрок ловит мяч, если «нет», то отбивает. Игроки, ошибочно поймавшие или ошибочно отбившие мяч, выбывают из игры. Выигрывает самый внимательный и ловкий.
Найди своё место
Цель игры: работа над образом цифр, развитие навыков счёта, знакомство с геометрическими фигурами.
Понадобятся: карточки с цифрами, геометрическими фигурами, примерами и т. д„ стулья.
Ход игры
Ведущий (взрослый) прикрепляет карточки к спинкам стульчиков. Такие же карточки он раздаёт игрокам. По команде ведущего дети должны занять свои места. Можно усложнить игру. На карточках, которые раздаются детям, написать примеры, а на стульчики прикрепить карточки с ответами. Для закрепления знаний геометрических фигур можно использовать карточки с предметами, форма которых соответствует той или иной геометрической фигуре. Подобным образом можно проводить игру на закрепление знания цветов, на классификацию животных, фруктов и овощей и т. д.
Мячик покатился
Цель игры: развитие навыков счёта, координации движений.
Ход игры
Все игроки встают в круг и начинают прыгать на месте, приговаривая вместе с ведущим:
Дети бегали по школе
И считали этажи:
— Раз, два, три, четыре!
Умножаем на четыре,
Делим, делим на четыре!
Получаем.
При этом все игроки подпрыгивают и приземляются, расставив ноги на такую ширину, как им хочется. Одновременно ведущий называет число. Например, пятьдесят.
Число может быть любым, главное, чтобы игроки умели считать до этого числа. Затем игроки по очереди начинают сдвигать ноги, не отрывая ступней от пола, двигая сначала носки, потом пятки, носки, пятки — при этом на каждое движение они последовательно называют числа. В описанном случае от одного до пятидесяти. Если, назвав последнее число, игрок сдвинул ступни, то он остался в игре, если же нет — он выбывает, а игра начинается с самого начала с оставшимися игроками.