Оксана Краюшкина
Подвижная игра в средней группе
▼ Скачать +Заказ
Подвижная игра – относительно
самостоятельная деятельность детей,
которая удовлетворяет потребность
в отдыхе, развлечении, познании,
в развитии духовных и физических сил».
М. Н. Жукова
Дошкольный возраст – это период, когда ребенок усиленно растет и развивается, когда он приобретает первые знания. Поэтому очень важно помочь ребенку правильно воспринимать внешний мир, окружающие его предметы и явления.
Публикация «Подвижная игра в средней группе» размещена в разделах
В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Здоровье, приобретенное в ранний и дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы. Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Уменьшается и количество открытых мест для игр. Родители и педагоги все более и более обеспокоены тем, как, где и когда можно предоставить детям возможность активно и творчески поиграть. А чтобы поддержать интерес детей к таким играм, они должны их узнать, и задача педагога помочь им в этом.
Подвижная игра имеет большое значение как средство физического воспитания. В подвижные игры включаются основные движения: ходьба, бег, метание, лазание, прыжки, равновесие, а также некоторые специальные движения для укрепления и развития отдельных групп мышц. Веселое настроение является существенным элементом игры и оказывает положительное влияние на состояние нервной системы ребенка; радостное настроение сопровождается физиологическими изменениями в организме: повышается деятельность сердца и дыхательного аппарата.
Сила и искренность переживаний детей во время игры делают ее эффективным средством воспитания, поэтому воспитатель должен проводить игру живо, интересно, эмоционально.
Игры способствуют умственному развитию ребенка. С помощью игр у детей расширяются и углубляются представления об окружающей действительности, развивается внимание, память, наблюдательность.
Игра - одно из важных средств, всестороннего развития дошкольника. Профессор П. Ф. Лесгафт писал: «Игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни. Игры составляют самое выгодное занятие для ребенка, при посредстве которого он обыкновенно приучается к тем действиям, которые ложатся в основание его привычек и обычаев, причем эти занятия обыкновенно связаны с возвышающим чувством удовольствия». Однако только при руководстве со стороны воспитателя игра может оказывать положительное влияние на ребенка. Поэтому педагог должен знать воспитательные задачи в каждой возрастной группе, особенности возраста, содержание игр и методику их проведения.
Особенности подвижных игр в средней группе детского сада.
С детьми средней группы проводятся игры более разнообразные по содержанию, чем с малышами. У детей этого возраста в результате воспитательной работы расширяются представления об окружающем. Поэтому в игры можно включать не только те образы и явления, которые дети непосредственно видят, но и такие, с которыми детей знакомят при помощи рассказов, картинок (например, игры «Охотники и зайцы», «Караси и щука»).
В средней группе, как и в младшей, проводятся игры, в которых нет образа, но в средней группе в них вносится элемент соревнования, сначала индивидуального (например, игра «Кто скорей добежит до флажка», а затем и коллективного (игра «Чья колонна скорее соберется»).
Движения детей средней группы более координированы и подчинены контролю сознания, поэтому в игры включаются движения, которые требуют выдержки, ловкости. В играх с бегом увеличивается расстояние, дается бег на скорость (Кто скорей добежит до флажка»); в игры включается метание (Охотник и зайцы», прыжки через препятствия («Через ручеек»).
Правила в играх несколько усложняются: вводятся ограничения действий – убегать в определенном направлении, пойманным, отходить в сторону и т. д. Предъявляются требования более точного выполнения правил.
В некоторых играх вводится распределение ролей между детьми (например, в игре «Гуси – лебеди» имеется пастух, волк, гуси).
В средней группе также даются игры, сопровождающие текстом, причем исполнение текста может быть хоровым; например, в играх «У медведя во бору», «Перебежки», «Мы веселые ребята» и др. Текст дает ритм движению, помогает развитию речи у детей; окончание текста служит сигналом к прекращению действий или началу новых движений. Произнесение текста является иногда отдыхом после интенсивных движений, например после бега сопровождает спокойную игру в играх «Мы веселые ребята», «Карусель». Текст часто раскрывает и дополняет содержание игры, повышает интерес к ней.
Детей 5 лет уже интересует результат произведенных действий, затраченных усилий. Они стремятся обязательно убежать от ловящего, влезть повыше, прыгнуть дальше и т. д. В то же время они по-прежнему любят сюжетные игры: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Самолеты» и др., с удовольствием выполняя те или иные роли (гуси стараются убежать от волка, пчелы – прогнать медведя, кошка – поймать мышку и т. д.). В процессе игры внимание воспитателя должно быть направлено на совершенствование бега, прыжков, лазанья, поэтому игры даются с постепенным усложнением движения.