Ирина Картамышева
Подвижная игра как способ психофизического развития дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем ДОУ есть воспитанники с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Это дети с тяжёлыми нарушениями речи, с расстройством аутистического спектра, с задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие.
Опыт нашей работы в ДОУ показывает, что дети с ОВЗ часто с трудом осваивают образовательные программы; у воспитанников отмечается ослабление мышечной системы при пониженной двигательной активности, неуверенность и излишняя осторожность при выполнении повседневных жизненно важных и необходимых движений, что приводит к задержке физического развития детей. Воспитанники испытывают трудности с ориентировкой в пространстве, нередко у них нарушена координация движений.
Публикация «Подвижная игра как способ психофизического развития дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах
- Подвижные игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
К работе с такими дошкольниками нужен индивидуальный подход, с учетом специфики психофизического здоровья каждого ребенка.
Для психофизического развития дошкольников с ОВЗ полезны подвижные игры. Игра может быть средством развлечения, самопознания, отдыха. Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение.
Целенаправленная эмоциональная игровая нагрузка оказывает стимулирующее воздействие на организм ребенка с ОВЗ и больше, чем другие средства, удовлетворяет естественные потребности в движении. Подвижная игра способствует восстановлению утраченного здоровья, укреплению всех функций организма, развитию физических способностей.
В подвижных играх используются знакомые виды естественных движений: ходьба, бег, лазанье, прыжки, перелезание, упражнения с мячом. В несложных техниках игр всегда можно изменить правила, соответственно физическим и интеллектуальным возможностям ребенка.
В игре у детей легче преодолеваются психические и эмоциональные проблемы.
Игра «Повтори, не ошибись»
Цель: развитие внимания, памяти, быстроты реакции; накопление количества слов, обозначающих действие.
Количество игроков может быть любым.
Инструкция. Ведущий просит детей стать полукрутом и медленно выполнить простые движения руками (вперед, вверх, в стороны, вниз). Дети должны выполняют те же движения, что и ведущий. Ребенок, допустивший ошибку выбывает. Выигрывает тот, кто остался последним.
Варианты
1. Простые движения можно заменить на более сложные, включить движения ногами и туловищем. Можно предложить детям асимметричные движения (правая рука вверх, левая вперед) и т. д.
2. Ведущий называет слово каждому движению (например, заяц, мяч, самолет, ласточка, яблоко, ручка). Дети должны выполнить те движения, которые сопровождаются названиями летающего предмета (самолет, ласточка).
Игра «Что пропало?»
Цель: развитие психических процессов : восприятия, внимания, памяти.
Количество игроков — 5—10.
Инвентарь: несколько предметов (игрушки - антистресс, обручи, кегли, мяч, скакалка и др.).
Инструкция. Ведущий раскладывает на игровой площадке 4—5 предметов. Дети в течение одной минуты рассматривают и запоминают предметы. Затем нужно попросить детей стать спиной к игровой площадке, а ведущий в это время убирает один из предметов. Дошкольники поворачиваются и называют пропавший предмет. Выигрывает тот, кто ошибется меньшее количество раз.
Варианты
1. Увеличивать количество предметов.
2. Убрать 2 предмета.
Игра «Строим цифры»
Цель: развитие элементарных математических представлений, внимания, восприятия, умения ориентироваться в пространстве, организованности.
Количество игроков может быть любым.
Инструкция. Дети свободно передвигаются по игровой площадке. Ведущий объясняет: «Я буду считать до 10, а вы должны за это время выстроиться все вместе в цифру 1 (2, 3, 4 и т. д.)» по нарисованным цифрам на полу или на большом картоне. Дети выполняют задание.
Методические указания. Первую игру сделать пробной, объяснив и показав все действия.
«Волейбол в кругу»
Цель: развитие внимания, зрительно-моторной координации, точности движений, освоение элементарных умений передачи мяча.
Количество игроков может быть любым.
Инвентарь: волейбольный мяч.
Инструкция. Дети становятся в круг и передают друг другу мяч любым способом, как в волейболе. Тот, кто не смог принять или передать мяч, получает штрафное очко. Выигрывает тот, кто получил меньше штрафных очков.
Методические указания. Игру можно повторить 2-З раза по желанию участников.
Подвижные игры – это эффективный способ психофизического развития дошкольников с ОВЗ. Именно в детстве психическое и физическое развитие связано наиболее тесно. Обеспечивая ребенку, полноценное психофизическое развитие мы создаем прочный фундамент для полноценного его развития на последующих этапах жизни.
Список литературы:
1. Гаврипа С. Е., Кутявина Н. Л. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль, 1997.
2. Грабенко Т. Н., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Спб., 2002.
3. Гришина Г. Н. Любимые детские игры. М., 1997.
4. Карабапова О. А. Игра и коррекция психического развития ребенка. М., 1997.