Любовь Анатольевна Чеснокова
Подвижная игра как форма организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижная игра как форма организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в дошкольном образовательном учреждении
Каждый, кто вокруг ребенка и заботится о его будущем, стремится видеть его здоровым. Здоровый ребенок — это активный, веселый ребенок, который всегда находится в хорошем настроении. Он легко просыпается по утрам и способен быстро сосредоточиться. Здоровье ребенка включает в себя его поведение, эмоциональное состояние и соответствие его физического и психического развития возрасту.
Одним из необходимых условий гармоничного развития дошкольника является достаточная физическая активность.
Публикация «Подвижная игра как форма организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Подвижные игры для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Двигательная активность является одной из основных биологических потребностей человеческого организма, которая врожденна каждому человеку и обусловлена его генетической природой. Она является неотъемлемой частью жизни человека.
Занятия физическими упражнениями с детьми раннего возраста имеют огромное значение. У детей, особенно в младшем возрасте, есть огромный запас двигательной энергии, который они естественным образом расходуют через игру. С этим фактом были знакомы еще с древних времен.
Игра сопровождает человека с самых давних времен. Прогрессивные русские ученые-педагоги и гигиенисты, такие как П. Ф. Лесгафт, А. П. Усова и многие другие, раскрыли важную роль игры как деятельности, которая способствует качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка и оказывает разностороннее влияние на формирование его личности.
Основатель российской системы физического воспитания, П. Ф. Лесгафт, придавал игре особое значение. Он определял игру как упражнение, которое готовит ребенка к жизни. Подвижная игра, являющаяся важным аспектом физического воспитания, одновременно оказывает разностороннее воздействие на организм ребенка. Она является важным средством оздоровления и совершенствования движений. Развивая движения, она способствует формированию быстроты, выносливости и координации движений. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, что благотворно влияет на психическую деятельность.
Подвижная игра также играет важную роль в умственном развитии ребенка. В процессе игры дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевают пространственной терминологией, осознанно действуют в изменяющейся игровой ситуации и познают окружающий мир. Игра активизирует память, представления и развивает мышление и воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с выбранной ролью, творчески применяют свои двигательные навыки и учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры часто сопровождаются песнями, стихами, считалками и игровыми зачинами, что позволяет пополнять словарный запас и обогащать речь детей.
Подвижные игры играют важную роль в нравственном воспитании. Во время игры дети учатся действовать в коллективе и подчиняться общим требованиям. Совместные действия в играх сплачивают детей, приносят им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.
Дети воспринимают правила игры как законы, и сознательное их выполнение формирует волю, развивает самообладание, выдержку и умение контролировать свое поведение. В игре развиваются честность, дисциплинированность и справедливость. Подвижная игра учит искренности и содружеству.
В процессе подвижных игр развивается эстетическое восприятие мира. Дети узнают о красоте движений, их выразительности, их чувство ритма развивается. Они также овладевают поэтической и образной речью.
Подвижные игры могут быть элементарными или сложными. Элементарные игры, в свою очередь, делятся на сюжетные и бессюжетные, а также на игры-забавы и аттракционы.
Сюжетные игры имеют заранее заданный сюжет и четко определенные правила. Сюжет отражает различные аспекты окружающей жизни, такие как трудовые действия людей, движение транспорта, поведение животных и птиц, и т. д. В игре действия игроков связаны с развитием сюжета и выполняемой ролью. Правила определяют начало и окончание движения, устанавливают поведение и взаимоотношения между игроками. Все участники должны соблюдать правила.
Сюжетные подвижные игры, в основном, являются коллективными и проводятся как небольшими группами, так и всей группой. Этот тип игр применяется во всех возрастных группах, но особенно популярен в младшем дошкольном возрасте.
Бессюжетные подвижные игры, такие как "Ловишки" или "Перебежки", не имеют заранее заданного сюжета или образов. Однако, они сходны с сюжетными играми в том, что имеют правила, роли и взаимосвязь между игровыми действиями всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретной двигательной задачи и требуют от детей самостоятельности, быстроты, ловкости и ориентации в пространстве.
В дошкольном возрасте широко используются подвижные игры, которые содержат элементы соревнования, как индивидуального, так и группового характера. Например, игры типа "Чье звено скорее соберется" или "Кто первый пройдет через обруч к флажку" и другие. Включение элементов соревнования стимулирует большую активность в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх, таких как "Перемени предмет" или "Кто быстрее достигнет флажка", каждый ребенок играет самостоятельно и стремится выполнить задание как можно лучше. Если такие игры проводятся с разделением на команды, например, в играх-эстафетах, то дети стараются выполнить задание, чтобы улучшить результат своей команды.
Также к бессюжетным подвижным играм относятся игры, в которых используются различные предметы, например, кегли, кольцеброс, игра "Школа мяча" и другие. В таких играх двигательные задания требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т. д.). Правила в таких играх направлены на расстановку и использование предметов, определение очередности действий игроков. В этих играх также наблюдаются элементы соревнования, поскольку дети стремятся достичь лучших результатов.
В играх-забавах и аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элементы соревнования. Некоторые дети выполняют двигательные задания, например, бег в мешках, в то время как остальные дети выступают в роли зрителей. Игры-забавы и аттракционы приносят много радости зрителям и участникам игры.
Сложными играми являются спортивные игры, такие как городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей. В дошкольном возрасте используются элементы этих игр, но с упрощенными правилами.
Подвижные игры также различаются по своему двигательному содержанию. Игры могут включать бег, прыжки, метания и другие движения.
По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, подвижные игры можно классифицировать как игры большой, средней и малой подвижности.
Игры большой подвижности включают активное участие всей группы детей и основаны преимущественно на беге и прыжках.
Игры средней подвижности также вовлекают всю группу, но характер движений более спокойный, таких как ходьба или передача предметов, и иногда выполнение движений происходит подгруппами.
Игры малой подвижности выполняются в медленном темпе, с незначительной интенсивностью движений.
Подвижные игры в дошкольном учреждении имеют множество пользы, включая:
• удовлетворение естественной биологической потребности ребенка в движении;
• развитие и тренировка всех систем и функций организма ребенка через специально организованную двигательную активность и физические нагрузки, соответствующие его возрасту;
• формирование навыков в различных видах движений;
• развитие двигательных качеств и способностей ребенка;
• стимулирование функциональных возможностей каждого ребенка и активизация его самостоятельности;
• создание оптимальных условий для разностороннего развития детей, включая активизацию мыслительной деятельности, формирование положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений.
Чем больше двигательных действий выполняет ребенок, тем быстрее он развивается. За первые 7 лет жизни ребенок проходит огромный и важный путь в развитии движений, от хаотичных элементарных движений до сложных двигательных действий.
Двигательная активность ребенка является одним из показателей его здоровья. Как сказал профессор Т. Сигерист: " Здоровье не только отсутствие болезни: это положительное состояние, полное жизни и готовности выполнять обязанности, которые накладывает на нас жизнь". Проведение подвижных игр имеет оздоровительный эффект и тесно связано с положительными эмоциями, которые возникают у детей в процессе игровой деятельности и благотворно влияют на их психику.