Ольга Писарева
Подсказка для родителей «Что и когда читать ребенку раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Трудно представить дошкольное детство без книги. На первом году жизни знакомство ребенка с окружающим миром, формирование его эмоциональной и нравственной сфер начинается с материнской поэзии: колыбельных, пестушек, потешек, прибауток. Колыбельная песня - это спутник детства. Именно она формирует у младенца чувство психологической защищенности, потому что поется тихим, ровным, спокойным голосом. С помощью колыбельной песни ребенок усваивает родную речь, знакомится с окружающими его предметами. Образы в песнях, конкретны, близки и понятны детям с рождения: это котенька - коток, заинька, гуленьки. Эти персонажи помогают укачать ребенка. Поется обычно не одна песенка, а несколько и непрерывно, пока ребенок не уснет. Привыкнув к песенке, малыш начинает эмоционально реагировать на неё : улыбается, когда колыбельная нравится, или хмуриться, плакать, если его пугает какой - нибудь образ (серенький волчок).
Публикация «Подсказка для родителей „Что и когда читать ребенку раннего возраста“» размещена в разделах
Когда ребенок начинает понимать речь взрослого, его забавляют стишками-пестушками (пестовать - "нянчить, холить"). Распеленав младенца, мама ласкает его, поглаживает вдоль тельца. Ласковые пестушки помогают развивать координацию ребенка, поднимать головку, стоять или подпрыгивать. Это первая гимнастика малыша, которая доставляет ему радость. Если ребенку часто повторяют эти стишки, он начинает различать их по звучанию, становится понятным смысл некоторых слов.
Затем приходит очередь потешек - первых игр ребенка с пальчиками, ручками, ножками. Ребенок быстро запоминает содержание потешки, активно включается в любимые игры "Ладушки", "Сорока", "Идет коза. ". Так, песенки и потешки учат детей понимать родную речь, формировать словарь ребенка за сет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире. Нужно побуждать произносить простые, доступные для ребенка слоги, части потешки, учить показывать движения. Для речевого развития особенно важна тренировка пальчиков рук. Народные потешки "Сорока - белобока", "Мальчик - пальчик", "Ладушки - ладушки" передавались из поколения в поколение. Простые движения рук помогают устранить напряжение пальчиков, ослабить непроизвольный хватательный рефлекс.
Рекомендуется как можно чаще использовать произведения устного народного творчества в повседневной жизни детей, начиная от пробуждения и заканчивая укачиванием. Можно рассказывать потешку и привлекать к действию игрушки. Чем беднее у ребенка запас конкретных представлений, тем большее значение для него имеет художественное слово. Когда пестушка или потешка знакома малышу, можно предложить ему продолжить игру: "Покажи, где у тебя глазки, носик, ротик".
В этом возрасте происходит приобщение ребенка к художественной литературе, а именно к поэзии. Детям нравятся небольшие стишки, понятные им по содержанию. Годовалого ребенка уже можно приучать рассматривать иллюстрации в книге. Каждый родитель сам должен определить, когда ребенку можно показать и дать в руки книгу. Это должна быть книжка-игрушка, очень красочная, хорошо иллюстрированная, с рисунками, понятными малышу.
Занимайтесь с ребенком только тогда, когда вы видите у него желание и силы слушать вас и внимать вам, и помните, что его психические процессы ещё очень несовершенны.