Марина Гаранина
Что такое адаптация? Буклет-подсказка для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое адаптация?
Адаптация ребенка к детскому саду или школе - это процесс привыкания к новым условиям, который каждый ребенок переживает и осознает по-своему.
Период адаптации ребенка к новому учреждению длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности социальных и образовательных программ, степени подготовленности ребенка и т. д. Очень важна поддержка родных - мамы, папы, бабушек и дедушек, а так же постепенное привыкание к новому учреждению и его режиму – первые 2 недели в детском саду или социальном центре рекомендуется, по возможности, сопровождение ребенка кем-то из родителей и пребывание в учреждении сокращенное количество времени.
Публикация «Что такое адаптация? Буклет-подсказка для родителей» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Буклеты для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Признаки адаптации
- Ребенку нравиться в новом учреждении (саду, щколе, центре), он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах.
- Ребенок не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.
- Ребенок уверенно ориентируется в здании (знает расположение кабинетов, может самостоятельно дойти в туалет, при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых.
- У него появились друзья,и вы знаете их имена.
- Ему нравится его воспитатели и большинство педагогов, ведущих дополнительные предметы.
Степень адаптированности:
Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в саду или школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с педагогом, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения.
Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям режима учреждения затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с педагогами, детьми. Такие дети могут играть на занятиях или не привлекаться к занятию вообще, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания воспитателя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении новой программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям педагогов.
Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают новые программы.
Типичные ошибки родителей
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка к детскому саду/школе. Чего нельзя делать ни в коем случае:
1. Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что "он обещал не плакать", — тоже абсолютно не эффективно, лучше еще раз скажите, что вы его очень любите и обязательно придете за ним.
2. Стоит избегать разговоров о слёзах ребенка с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь ещё очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу.
3. Нельзя пугать детским садом ("Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!"). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
4. Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это наводит малыша на мысль, что сад — это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
5. Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если ребенку например, предстоит оставаться в садике/школе полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Чем могут помочь родители?
- В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о педагогах и саде/школе. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в это учреждение, ему будет легче это делать, уважая воспитателей.
- Не перегружайте ребенка в период адаптации. У него в жизни сейчас столько изменений, и лишнее напряжение нервной системы ему ни к чему.
- Ни в коем случае не сравнивайте результаты своего ребенка с результатами других детей или эталоном! Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов
- В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять "отсыпаться" слишком долго, что существенно сдвигает распорядок дня. Если ребенку требуется "отсыпаться", значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.
- Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
- Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).