Сикорская Наталья
Подходы к изучению особенностей психического развития детей с ОВЗ в арт-педагогическом и арт-терапевтическом ОП
▼ Скачать + Заказать документы
Основная цель деятельности педагога при оказании помощи детям с ОВЗ – создание условий для их адаптации и реабилитации. Поэтому особое значение придается диагностике. Ведь на основе целенаправленного изучения особенностей психического развития детей с ОВЗ можно адекватно планировать коррекционно-развивающую работу. Изучение особенностей психического развития детей с ОВЗ опирается на ряд принципов:
Публикация «Подходы к изучению особенностей психического развития детей с ОВЗ в арт-педагогическом и арт-терапевтическом ОП» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
• Принцип комплексного изучения особенностей ребенка. Данный принцип предусматривает всестороннее обследование особенностей развития ребенка, всех познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, личности и ее структурных компонентов.
• Принцип целостного и системного изучения ребенка. Данный принцип предполагает не только обнаружение отдельных нарушений психического развития, но и установление связей между ними, выяснение причин. Целостное изучение ребенка целесообразно осуществлять в процессе деятельности.
• Принцип динамического изучения ребенка. Он предполагает, что при обследовании необходимо выяснить не только объем знаний и умений, но и потенциальные возможности в обучении.
• Принцип диагностики и коррекции. Данный принцип отражает динамику процесса оказания коррекционной помощи. Д. Б. Эльконин отмечал, что необходима специальная диагностика, направленная на контроль протекания психического развития ребенка, которая должна начинаться как можно раньше.
Применяемые методики условно можно разделить на две группы:
• методики для изучения особенностей познавательной сферы;
• методики для изучения особенностей развития личности и эмоциональной сферы.
Общим для изучения разных сторон структуры психики является метод наблюдения. Его главное достоинство заключается в том, что использовать данный метод можно в процессе разворачивания изучаемых явлений. Наблюдатель может видеть движения ребенка, перемещения, особенности коммуникации, речевое поведение, особенности мимики и пантомимики.
Также часто при изучении особенностей развития детей с ОВЗ используется метод анализа продуктов деятельности. Он особенно важен для оценки дальнейшего использования арт-педагогических технологий. В данном случает специалист изучает материальные результаты разных видов деятельности:
• рисунки;
• поделки;
• аппликации;
• письменные работы;
• исполнение музыки;
• танец;
• игра на музыкальном инструменте;
• пересказ литературных произведений.
Для изучения познавательных способностей традиционно используются психологические методики. Их легко можно варьировать по сложности в зависимости от возраста ребенка и имеющихся у него нарушений.
При оценке особенностей восприятия и наглядного мышления стоит использовать разрезные картинки, пирамидки, доски Сегена, сюжетные картинки.
Для оценки словесно-логического мышления применяются:
• «Установление последовательности событий».
• «Четвертый лишний».
• Классификация предметов.
Для изучения образной памяти используются:
• Методика запоминания расположения предметов.
• Методика «Узнавание фигур».
• Запоминание схематичных изображений.
• Методика «10 слов».
Для изучения состояния внимания используются:
• Корректурная проба.
• Таблицы Шульте.
Для изучения воображения и творческих способностей подойдут модификации методик Дж. Гилфорда и Е. Торренса.
Для изучения особенностей личности можно использовать как проективные методики, анкеты, графические методы. Проективные методики основаны на применении неопределенного стимульного материала, который необходимо дополнить или интерпретировать. В этой группе методик нет правильных и неправильных ответов. Характер ответов определяется особенностями его личности. Цель проективных методик обычно замаскирована, поэтому ребенок не может дать ответы, чтобы подтвердить о себе желательное впечатление.
На основе целостного изучения психологических особенностей детей устанавливается психологический диагноз. Он неразрывно связан с прогнозом – предсказанием пути дальнейшего развития ребенка.