Елена Александровна Маслова
Подходы к формированию представлений о семейном бюджете у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В ходе формирования представлений о семейном бюджете у детей старшего дошкольного возраста педагогу необходимо проводить работу в следующих направлениях:
– ознакомление дошкольников с экономическими представлениями, подача знаний о труде и обо всем, что с ним связано;
– ознакомление детей с простейшими экономическими терминами: экономика, бюджет, цена, деньги, товар, стоимость, банк, реклама, хозяин, конкуренция, продукция, ярмарка;
Публикация «Подходы к формированию представлений о семейном бюджете у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности» размещена в разделах
– формирование у детей экономического мышления посредством вовлечения старших дошкольников в игровой процесс.
«Огромную роль игр на формирование личности отмечают : С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, А. А. Смирнов, Д. Б. Эльконин. Во время игровой деятельности обычно создаются устойчивые формы поведения, которые проявляются в различных формах – организованности и самостоятельности».
А. П. Аксенов, который разработал и написал гид по финансовой грамотности, предполагает, что формирование представлений о семейном бюджете необходимо проводить с дошкольного возраста, потому как именно в этом возрасте оптимальнее всего начинать воспитывать будущего взрослого и финансово-грамотного человека. Он также считает, что в старшем дошкольном возрасте формирование представлений о семейном бюджете может и должно происходить в игровой и занимательной форме. Дошкольники могут играть в магазин, девочки в салон красоты и вообще – куда бы ни пришёл, везде требуют заплатить – тот же кондуктор в метро или автобусе потребует денег на билет. Дошкольников важно научить экономии, рассуждать – что нужно покупать, а что нет.
Е. Ф. Акулова считает игру как конфигурацию, на которой основывается вся структура жизни детей дошкольников, и подтверждает такие ключевые присущие игре черты:
– дошкольники объединяются для игры сами, на добровольном начале;
– игровой замысел, а также его проработка происходят только по детской инициативе и посредством самих дошкольников;
– в ходе организации игрового замысла детский коллектив сам выбирает того, кто будет руководить игрой, и, как правило, слушают его;
– у каждого дошкольника образуется свое, уникальное место в ходе групповой игры;
– в игре выстраивается как иерархия, так и управление ее ходом» .
Игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль, игровые действия, ролевое действие, ролевое взаимодействие, правила» .
Под сюжетом игры понимается ряд определённых событий, которые объединены самими детьми в ходе образования мотивированных связей. В сюжете игры дети сами раскрывают полное и уникальное содержание своей игровой деятельности – то есть те действия, отношения, характеристики и их содержание, которыми связаны все участники коллективной игры.
Под содержанием игры понимается то внутреннее наполнение игровой деятельности, которое воспроизводится и придумывается самими детьми в качестве центрального момента игрового действия, в ходе которого прорабатываются отношения между детьми, взрослыми детьми, персонажами, бытовыми предметами в ходе игровой деятельности».
«Роль игры – это игровая позиция каждого отдельно взятого ребёнка, в ходе которой он отождествляют себя с выдуманным им персонажем, продумывает свой характер, стиль поведения и прочие нюансы, в которых отражаются представления о выбранном ранее персонаже.
Ролевое действие – это любая деятельность, которая осуществляется ребёнком в ходе его игровой роли. Она выполняется в ходе игровых действий с предметами заместителями или партнёрами по игре. Игровые действия и предметные действия обычно существенно отличаются. Основное их отличие в том, что они носят свёрнутый или иногда обобщенный характер» .
Отмечается, что в дошкольном возрасте мы можем в игровой форме научить детей ценить, считать деньги, тратить их, и жить по средствам. Именно через игру дошкольник осваивает и познает мир. С её помощью дошкольник овладеет экономическими знаниями. Чем быстрей дети овладеют этими знаниями, тем быстрее будут сформированы полезные финансовые привычки, которые необходимы будут на протяжении всей жизни» .
Таким образом, ведущей деятельностью «дошкольного возраста является игра. Игра – это такая деятельность, в которой ребенок, входе игры, примеряет на себя поведение, отношения и действия окружающих взрослых людей» [27]. Игра оказывает огромное воздействие на формирование представлений о семейном бюджете у детей старшего дошкольного возраста. «В дошкольном возрасте мы можем в игровой форме научить детей ценить, считать деньги, тратить их, и жить по средствам. Именно через игру дошкольник осваивает и познает мир. С её помощью дошкольник овладеет экономическими знаниями».